Сердцем учения всех Будд является учение о Бодхичитте.
Будда сказал, что все зависит от намерения.
Если намерение было благим, то будет выбран благой путь и, соответственно, благой путь приведет к благому результату.
Поэтому намерение полностью определяет результат!
Поэтому намерение драгоценной Бодхичитты является самым превосходным намерением.
Бодхичитта – это намерение достигнуть состояния Будды ради блага всех живых существ. Бодхичитта – это намерение освободить всех существ от страданий и причин страданий.
Дословно это слово переводится с санскрита как «намерение просветленной мудрости». Мудрость всех Будд заключена в их наставлении о том, что является причиной неблагого мышления и источником благого мышления.
Причиной всех пяти неблагих мыслей является наше цепляние за «я», наше привязанность к «я», деление на себя и других, на мое и немое, уверенность в том, что мы важнее других. Результатом этого является отчуждение и уверенность в том, что наше счастье и страдание зависит от других, от внешнего. Так расцветает неведение и страдание.
Источником благого мышления является Бодхичитта – намерение освободить от страдания и привести к неизменному счастью всех существ. Подобное намерение основывается на отречении от себялюбивых помыслов и, тем самым, отсекает самый корень неблагого мышления и страдания. Это кратчайший путь к счастью как для себя, так и для всех существ.
У Бодхичитты есть два неделимых аспекта: милосердие и мудрость.
Что такое милосердие?
Милосердие – это желание избавить всех существ от страданий и их причин.
Для того чтобы действительно понять, что такое сострадание, нужно понять, что такое страдание и что является причиной страдания.
Страдание – это когда существо обладает неблагим мышлением и неблагой кармой.
Причина Вашего страдания и условие страдание других существ – это Ваш гнев, Ваша зависть, Ваша жадность, Ваша гордость и Ваше неведение.
Без аспекта мудрости (понимания, что такое страдание и что является его причинами) – не возможно в уме зародиться истинному милосердию.
Откуда взяться мудрости?
Из изучения, размышления и медитации о своем благом мышлении – Дхарме.
Милосердие – это не симпатия (не желание страданий другим, сопереживание страданиям других, сочувствие) и не тем более жалость!
Жалость – это негативное мышление! Жалость – это потворствование негативному мышлению, это поддержание негативного мышления. Это не желание отречения от причин страдания. Жалость – это не желание искать и избавиться от причин страдания.
Откуда пришло страдание?
От незнания, неведения, что является причиной страдания.
В сутре Дхармасангити говорится:
Тому, кто желает обрести состояние Будды, нужно изучить не множество Дхарм, а только одну. Какую? Великое милосердие! Тот, у кого есть великое милосердие, держит на ладони всю Дхарму Будды.
Как помочь существам быть свободными от страданий и их причин?
Быть полностью свободным от страданий и их причин – это значит достигнуть состояния Будды. Это аспект мудрости.
Эти два аспекта, милосердие и мудрость, являются неделимыми, поскольку если существо полностью свободно от страданий и причин страданий – то это состояние является достижением состояния Будды. Чем больше у Вас милосердия, тем больше у Вас мудрости.
Развив истинное милосердие и мудрость, Вы безусловно, зародите в Вашем уме Бодхичитту.
Ведь самый лучший способ помочь всем существам быть свободными от страданий и причин страданий – это достигнуть самому состояния Будды ради блага всех живых существ, поскольку только Будда Результата может спонтанно помогать в избавление от страданий всем живым существам всегда!
Как достигнуть состояния Будды?
Практиковать Дхарму! Практиковать Бодхичитту!
Бодхичитта – это желание избавить всех существ от страданий и их причин (аспект сострадания) и установить их в непревзойденном состоянии наивысшего просветления и для этого самому стать Буддой (аспект мудрости) и для этого практиковать благое мышление – Дхарму.
Бодхичитта Устремления — обещание достигнуть цели.
Бодхичитта Применения — обещание вовлекаться в действие.
Я обещаю освободить всех живых существ от страданий и причин страданий и установить их в состоянии абсолютного счастья – состояния Будды (Бодхичитта Устремления) И для этого я буду совешать то или иное действие (Бодхичитта Применения).
Любая активность, с предшествующим ей намерением Бодхичитты устремления, будет является Бодхичитой применения – т.е. практикой Парамит.
Желание освободить всех существ от страданий — это самое могущественное желание во всех временах! Высшего не найдешь во всех вселенных! Пред каждым действием формируй намерение, и тогда любое действие станет практикой Дхармы.
Начинай день с намерения: «Сегодня драгоценный день, у меня драгоценная жизнь, которая не постоянна, есть возможность помочь живым существам освободиться от страданий и причины страданий!» Шесть раз в день вспоминай «Ради блага всех существ, я сделаю…»
Перед сном сорадуйся всем хорошим поступкам и старайся даже во сне не причинять вреда живым существам.
Поскольку все зависит от намерений — всегда старайся зарождать благие намерения!
Как зародить в уме Бодхичитту? Практиковать Четыре Безмерных!
Почему называются безмерные?
Объект: бесчисленное количество живых существ. Форма мысли безмерна, всеохватывающая, неограниченна. Результат – в результате обретается состояние Будды.
Почему такой порядок?
В тренировки важен такой порядок, иначе отношение будет предвзятым, не равностным, что не является безмерным качеством и не обретается безмерный результат. 1. Равностность 2. Любовь 3. Милосердие 4. Сорадование
Равностность – это желание чтобы все существа освободились от привязанности и отвращения, от деления на ближнее и дальнее. Любовь – это желание, чтобы все существа обрели счастье и его причину – благое мышление. Милосердие – это желание, чтобы все существа избавились от страдания и его причины – неблагого мышления. Сорадование – это желание, чтобы все существа не разлучались со счастьем ни на мгновение.
Равностность – отказ от ненависти к врагам и привязанности к родственникам – формирование равного благого отношения ко всем живым существам. Равностность – это не безразличие. Равностность – это распознание, что все существа едины по своей природе, у всех есть Природа Будды – все хотят счастья и не хотят страданий. Равностность – это распознание всех существ, как наших матерей, родителей. Мы столько раз перевоплощались, и все живые существа были нашими родителями не один раз и заботились о нас, постигнув это, в нас естественно появляется желание отблагодарить их.
Желание живым существам истинного счастья и причин для счастья, желание показать, что является причиной счатья и поддерживать существ в развитии благого мышления, желание истинного счастья другим и отсутствие в ответ вознаграждения – это Любовь.
Сделать существ счастливыми мы можем лишь помогая освободиться от страдания и причин страдания – это Милосердие. Никто не любит страдания, но по неведению вовлекается в причины страдания. Поэтому важно: 1)знать страдания, чувствовать их, ставить себя на место других, чтобы понять и почувствовать их страдания; 2)знать причину страданий; 3) постепенно расширять круг милосердия – начиная с родных и близких и затем все более расширяя этот круг.
Сорадование – желание всем живым существам никогда не отделяться от счастья и причин для счастья.Сорадование – это противоядие от зависти. Радость пребывает в уме, свободном от зависти! Зависть –это препятствие узрить Будду, ведь завистливый не желает видеть благие качества и счастье других, как же сможет он узрить Будду? Если видишь чье-то счастье – делай благопожелания, чтобы у всех было счастье и сорадуйся!
Смысл Четырех Безмерных – всегда и везде сохранять добросердечие! Доброе сердце – это благой ум, благое мышление.
Как практиковать Бодхичиту?
Практиковать Шесть Парамит — Шесть Запредельных Совершенств!
Шедрость.
Шедрость – освобождения жадного цепляния.
Освобождения жадного цепляния за материальные объекты – путем совершения материальных даров. Освобождения жадного цепляния за «Я» — путем развития благого мышления, высший дар — это обучение Дхарме других.
Освобождения жадного цепляния за эту жизнь (т.е. страх смерти) – путем спасения, защиты и поддержания жизни других.
Нравственность – это: 1) Не вредить другим 2)Помогать другим
3) Соблюдать нравственное поведение – соблюдать 10 добродетелей:
1)не убивать
2)не воровать
3)не совершать неблагого сексуального поведения
4)не лгать
5)не говорить оскорбительные, грубые слова
6)не злословить – т.е не сеять раздоры при помощи речи
7)не заниматься пустой болтовней отвлекающей от благого
8)не быть алчным
9)не быть злонамеренным
10)не придерживаться ложных воззрений
Терпение – значит быть уравновешенным, значит всегда и во всех обстоятельствах придерживаться благого мышления и быть стабильным в своем благом мышлении.
Усердие — радость от практики Дхармы, всегда и во всех обстоятельствах.
Медитация – постоянное повторение благого мышления, концентрация на благом мышлении, удерживание в уме благого мышления.
Мудрость – это знание 1)мышления: 1) Кто я? — Я лишь мышление настоящего мгновения 2) Откуда я? — Мое мышление настоящего мгновения перевоплотилось из прошлой мысли, из прошлого мышления 3) Куда я иду? – Мое мышление настоящего мгновения перевоплотится в следующую мысль 4) Знание закона причины и результата – Мое мышление настоящего мгновения перевоплощается в силу моей кармы. Карма – это сила мышления. Плод действий и мыслей с благим намерением – это переживание счастье. Плод действий и мыслей с дурным намерением – это переживание страдания.
Мудрость 2)знания природы мышления: Природа моего мышления – это Будда.
Как развивать мудрость? Изучать – это приведет к пониманию, размышлять – это приведет к переживанию, и медитировать – это приведет к реализации.
Бодхичитта/ Дзогчен Чога Кхенпо Ринпоче и центр Шри Сингха