Все, кто снимали с ней фильмы, были рядом на театральной сцене, шили для нее платья, все, кому она помогла будучи послом доброй воли, авторы ее биографий, все они подтвердят – ее было очень легко любить.
Американские зрители фильма «Римские каникулы» поверили, что молодая, никому не известная актриса действительно европейская принцесса. Она казалась слишком идеальной, чтобы жить жизнью девчонки из соседнего двора. Но она знала эту жизнь!
Знала, что нужно делать, чтобы хоть на время забыть о голоде, что мужчины, случается, бросают жен и детей, видела как люди убивают друг друга, переживала предательства. Все это она знала не из страшных сказок, это были ее детские воспоминания. Но на экране она была всегда принцессой − на неделю сбежавшей к нам из прекрасного дворца.
1. Доброта.
В детстве и юности Одри пришлось несладко − ее семья жила на оккупированной фашистами территории. Ее брат попал в концлагерь, два дяди были расстреляны за участие в подпольном движении, сама Одри с матерью долгое время голодали. Но несмотря на ужас и страдания, которые происходили вокруг, Одри оставалась радостным ребенком и даже исполняла танцевальные номера, собирая средства для участников подполья. После освобождения Нидерландов Одри Хепберн, в отличие от многих своих соотечественников, не старалась поскорее забыть ужасы войны, а принимала активное участие в работе ЮНИСЕФ − когда-то спасшей ее от голода. Будучи всемирно известной актрисой, она стала международным послом доброй воли и все свои силы отдавала помощи детям из наименее благополучных регионов Африки, Азии и Южной Америки. Ее благотворительная деятельность стала примером для многих современных кинозвезд.
2. Королевская осанка.
Дочь потомственных аристократов (а уже это определяет умение сидеть не опираясь на спинку стула!) Одри Хепберн в детстве посещала балетную школу. Несмотря на успехи в обучении, танцевальное будущее для Одри было невозможным − она была слишком высокой для балета. Но в дальнейшем великолепная осанка балерины выгодно выделяла юную актрису из ряда прочих начинающих милашек. Простейшим жестом Одри могла продемонстрировать знание хороших манер. При этом создавалось такое впечатление, что она не просто движется, а танцует. Благодаря этим умениям Одри Хепберн из второстепенных европейских фильмов попала на сияющие подмостки Бродвея. А оттуда и до Голливуда было рукой подать.
3. Икона стиля.
Есть такое популярное выражение «Все, что не убивает нас − делает нас сильнее». В случае с Одри Хепберн можно перефразировать: «Все, что не красит нас − делает иконой стиля».
Дебютантка в Голливуде, юная звезда фильма «Римские каникулы» была далека от общепризнанного канона красоты − у нее были слишком длинные худые ноги, слишком тонкая талия, слишком большие ступни, маленькая грудь, и нос с широкими ноздрями. Да еще эти густые брови!
Готовя Одри к съемкам в картине «Сабрина», голливудские костюмеры головы ломали, как же спрятать всю эту «красоту». Но к счастью для мисс Хепберн, переодеть простушку в парижскую красотку было поручено французским кутюрье. Тогда и состоялась первая встреча начинающего гения от моды Юбера Живанши со своей музой Одри Хепберн.
Первое же коктейльное платье от Живанши символизировало не только становление Одри в качестве иконы стиля, но и новый провокационный потенциал женщины. Далее были: объемная бижутерия вместо недоступных бриллиантов, туфли лодочки на невысоком каблуке (ни в коем случае не балетки!), узкие короткие брючки взамен пышным многослойным юбкам, но главное − маленькое черное платье!
Да, придумала это платье несколько десятилетий ранее мадмуазель Шанель (хотя историки моды вопрос авторства до сих пор оставляют открытым), но только после выхода «Завтрака у Тиффани» любая молодая особа могла себе сшить или приобрести маленькое черное платье в стиле Холли Голайтли.
4. Скромность.
Среди современных кинозвезд считается нормальным набивать свои гардеробные комнаты бесплатными промо-нарядами от модных домов. В отличие от них Одри Хепберн, будучи единственной и неповторимой музой Юбера Живанши, всегда покупала платья у своего кутюрье. К слову ювелирная компания Tiffany & Co обрела всемирную известность именно благодаря Одри Хепберн, точнее, ее роли в фильме «Завтрак у Тиффани». И как вы уже, наверное, поняли, прекрасные подарки с бриллиантами Одри также не принимала. Даже серебряный набиратель телефонного номера «для тех, у кого все уже есть», показанный в картине о Холли Голайтли не был подарен звезде.
5. Отношение к семье.
Одри Хепберн была «папиной дочкой», и уход отца из семьи был, по ее словам, самым болезненным моментом в жизни. Возможно поэтому она особенно трепетно относилась к семейным обязательствам. Как настоящая принцесса она мечтала о том, что выйдет замуж за принца и проживет с ним вместе долгую, счастливую жизнь.
От первого «принца» − американского актера Уильяма Холдена — Одри отказалась сама, когда он признался, что перенес вазэктомию (добровольная хирургическая операция необратимого прекращения мужской репродуктивной функции). Она очень хотела иметь детей!
Брак со вторым «принцем» Мэлом Феррером тоже не стал счастливым. «Мистер Хепберн» не мог простить жене ее популярность, и мелко мстил ей − публично отчитывая Одри за положенные на стол локти или громкий, веселый смех.
Третий брак с итальянским психоаналитиком, который был моложе ее на десять лет, также не стал «сказкой на всю жизнь». Но все эти неудачи ни в коем случае не свидетельствует о легкомысленности актрисы: «Я никогда не хотела развода. Я терпеть не могу это слово. Я вся сжимаюсь, когда его произносят, говоря обо мне».
Единственный мужчина, выбор которого одобрила ее мать − старенькая баронесса ван Хеемстра, был актер Роберт Уолдерс. Он был вместе с Одри Хепберн до самой ее смерти.
6. Смелость в профессии.
В кинокарьере Одри был момент, когда она чуть не попалась в ловушку одного кинообраза − очаровательной и забавной девчонки. И ее решение рискнуть и согласиться на роль Холли Голайтли (жительницы Нью-Йорка, ведущей сомнительный образ жизни) было очень смелым поступком. Особенно, если учесть, что решение это принималось во времена, когда на каждом холодильнике в качестве секс-символа висела фотография Мерилин Монро. В результате роль в картине «Завтрак у Тиффани» стала не только вехой в становлении суперзвезды Одри Хепберн, но и началом новой эпохи в истории женской сексуальности. Сама Одри называла эту роль по-своему стильно «самой джазовой в моей карьере».
7. Мужество.
Симптомы страшной болезни проявились у Одри Хепберн во время поездки с гуманитарной миссией в Сомали и Кению. Местные врачи не смогли диагностировать причину сильных болей в животе, которые мучили актрису. Но несмотря на плохое самочувствие, Одри отказалась прервать поездку. И только по возвращению в Америку, он узнала свой страшный диагноз − рак кишечника. Срочно сделанная операция не принесла положительного результата, и врачи признали, что актрисе осталось жить несколько месяцев. Несмотря на постоянные, усиливающиеся боли, Одри покинула медицинский центр и провела оставшиеся ей дни в своем доме. Последнее Рождество, отпразднованное рядом с детьми и мужем, она назвала самым счастливым в своей жизни.
8. Moon River
Песня Moon River вошла в список композиций для городского саундтрека Нью-Йорка. Посвящается она всем выходцам из маленьких городишек, приехавшим покорять «столицу мира». Знаменитый кадр из «Завтрака у Тиффани»: начальные титры, Пятая авеню, витрина магазина Tiffany & Co и Одри Хепберн − в черном платье в пол (в котором нельзя было сделать и шагу), в перчатках до локтя, со стаканчиком кофе и слойкой в бумажном пакете.
Раннее утро Нью-Йорк встречает под трогательную композицию Moon River, написанную Джонни Мерсером и Генри Манчини специально для Одри. Известно, что директор киностудии, принимавший готовый фильм у съемочной группы, настаивал на том, чтобы убрать из фильма эту «чертову песню». На что Одри вскочила со своего стула и воскликнула «Через мой труп!» − это был один из крайне редких случаев, когда актриса на публике потеряла контроль над собой. Интуиция не подвела Одри − песня Moon River принесла фильму премию «Оскар».
9. Наследие Одри Хепберн.
Это, конечно, фильмы, песни, книги, фотографии, рекламные постеры, коллекция платьев. Но самое главное — это ее ОБРАЗ. Труднодостижимый в идеале, но при этом легковоспроизводимый в деталях. Черное узкое платье, туфельки на низком каблуке, черные перчатки до локтя, аккуратно подведенные глаза − готово! Или по-другому − научиться получать удовольствие и жизненные силы от того, что помогаешь другим. Потому что как часто говорила Одри:
«У тебя две руки: одна, чтобы помогать себе, другая, чтобы помогать другим».
Татьяна Зверева