Заговор , магический текст

Заговор , магический текст

Заговор — фольклорный текст магического характера и обряд его произнесения. 3АГОВОРЫ функционируют главным образом в устной форме, однако могут фиксироваться и письменно. Письменным путем у восточных славян передавались некоторые промысловые 3АГОВОРЫ, например, пастушеские и пчеловодческие. 

Апокрифический текст “Сон Богородицы” бытовал и в устных, и в рукописных версиях (причем как в форме 3АГОВОРА, так и в форме духовного стиха); списки “Сна Богородицы” хранили дома или носили в ладанке на груди, что должно было сохранить человека в пути, помочь женщине при трудных родах и т.д.; произнесения текста вслух при этом могло и не требоваться.

Первые фиксации 3АГОВОРОВ и близких к текстов на русском языке восходят к эпохе Древней Руси. Типичный фрагмент любовного 3АГОВОРА донесла до нас берестяная грамота второй половины 14в. из Новгорода: “… так ся розгори сердце твое и тело твое и душя твоя до мене и до тела до моего и до виду до моего” .

Многочисленные тексты 3АГОВОРОВ сохранились в рукописных сборниках и следственных делах о колдовстве 17 — 18 вв.

Имеются 3АГОВОРЫ лечебные (от лихорадки, от сглаза, от зубной боли, от укуса змеи и т. д.), хозяйственные (связанные со скотоводством, разведением скота, земледелием и т. д.), любовные (присушки и отсушки), промысловые (пастушеские, пчеловодческие, охотничьи и т. д.), ситуативные (при зарытии или поисках клада, при собирании целебных трав, при отправлении в путь и т. д.) и др. Направленность 3АГОВОРОВ может быть “позитивной” (призванные вылечить человека, обеспечить ему успех, оградить от внешних посягательств) и “негативной” (злокозненные, призванные нанести урон другому человеку, вызвать у него болезнь, наслать порчу).

Для русских и белорусских 3АГОВОРОВ характерны зачины, в которых воспроизводится своеобразная пространственная структура мира и описывается путь в нем субъекта 3АГОВОРА, например; “Стану я, раб Божий имярек, благословясь, пойду, перекрестясь, из двора во двор, из ворот в ворота, в восточную сторону, на Окиян море”, или “На мори на Окияне, на острове на Буяне лежит камень; на том камне сидела Пресвятая Богородица…”. Мифический сюжет 3АГОВОРА развертывается, как правило, в особом пространстве — в центре мира, на острове среди моря — океана, на камне Алатыре, возле священного дуба. Характерны для 3АГОВОРА обращения к звездам, зорям, деревьям, к природным стихиям, к мифическим существам.

Значительную роль в формировании корпуса восточнославянских заговоров сыграло влияние “отреченной” книжности (апокрифов) Так, например, русские заговоры от лихорадки восходят к т.н. Сисиниевой легенде. В заговорах систематически упоминаются христианские персонажи, культовые объекты, восходящие к Библии реалии и т.п., однако они, как правило, переосмыслены.

В качестве исполнителя 3АГОВОРА может выступать само лицо, заинтересованное в его успехе, или знахарка, колдун, к которым обращались за помощью. Заговоры от детских болезней произносила или мать ребенка, или баба — повитуха, или специально приглашенная для этого соседка, или знахарка. Несложными заговорами от бородавок, от ушиба, от кровотечения, при встрече с волком и т.п. владел каждый человек.

Произнесение 3АГОВОРА обставлялось как определенный ритуал, причем значимым было, кто и каким образом произносил 3АГОВОР, а также вся обстановка, в которой это происходило. Как правило, заговоры шептали, не проговаривая отчетливо слова, при этом совершали действия, имеющие символический смысл: крестились, сплевывали, обращались к предметам, упоминаемым в тексте и т.д.

Наиболее удачным временем для исполнения заговоров считалась утренняя или вечерняя заря, а место определялось содержанием самого текста, например, заговоры от детской бессонницы, обращенные к курампроизносили у куриного насеста. Многие мотивы заговоров непосредственно отражают определенные обрядовые действия, ср. очерчивание магического круга около того или иного объекта и мотив железной или каменной стены до неба, обрядовые действия с замками и ключами и мотив замыкания заговора и т. д.

Произнесение лечебных 3АГОВОРОВ сопровождалось массажем, элементами гипноза, причем больному давали пить “наговоренную” воду другие снадобья, советовали ему соблюдать те или иные правила и запреты.

Лит.:

Познанский Н.Ф. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг., 1917;

Великорусские заклинания: Сборник Л. Н. Майкова. СПб.; Париж, 1992;

Исследования а области балто-славянскои духовной культуры. Заговор. М 1993.

А.Л. Топорков

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
Личности, которых следует избегать
Следующая запись
Научи нас, Господи!
Добавить комментарий