Ее называли и пророчицей, и шарлатанкой, целительницей и авантюристкой, святой и истеричкой, она страстно говорила о нереальности всего материального, а на счету у нее было три миллиона долларов.
Лежа в гамаке она выходит замуж
Мэри Бейкер-Эдди — бостонская пророчица, обучавшая тысячи людей лечиться и лечить больных без медикаментов, не зная не только симптомов болезни, но и анатомии человека, считавшая, что болезнь, старость, смерть — выдумки тех, кто мало верит в Бога, и, следовательно, существуют только для них, маловеров. Она придумала новую религию — «Христианскую науку», и эта «наука» действительно помогла огромному количеству людей вылечиться без врачей и лекарств. Все это так, и однако…
Мэри Бейкер была седьмым ребенком в семье нью-гемпширского фермера средней руки. Физически слабая, нервная, истеричная девочка не могла даже усвоить программу местной средней школы. В 22 года она выходит замуж, но через год муж умирает, и она, на последнем месяце беременности, возвращается к родителям, потом живет у сестры. Новорожденного сына Мэри отправляет на содержание к чужим людям, а сама со страстью отдается своей «нервной болезни».
При этом обнаруживается, что ее нервы только тогда успокоены, когда ее раскачивают в гамаке. И домашние устраивают для нее подвесную софу, которую раскачивают уличные мальчишки, зарабатывая себе несколько центов в час.
Лежа в гамаке она тем не менее выходит замуж второй раз и потом провожает мужа на войну. В гамаке она читает книги и газеты. И вот однажды обнаруживает в одной из газет объявление о том, что некий мистер Квимби, одно время бывший активным гипнотизером у Пуайена, ученика Франца Антуана Месмера, лечит любых больных без помощи лекарств, одними лишь беседами о болезни и прикосновениями. Она решает — это ее последний шанс на выздоровление и надежда на жизненный успех.
Чудеса на этом свете
С огромным трудом преодолевает расстояние от Нью-Гепмшира до Портленда. Взобраться по лестнице помогают служащие гостиницы. В приемную Квимби буквально вползает развалина, которой на самом деле всего сорок лет. И свершается чудо! Всего несколько сеансов внушения требуется Квимби, чтобы вылечить эту женщину от подозреваемого врачами паралича нервов спинного мозга.
Для современной психиатрии в этом случае нет ничего сверхъестественного. Если, конечно, не считать таковым сам случай. Мэри сама отчаянно хочет выздороветь, и, как натура страстная и истерическая, легко и быстро поддается нехитрому лечению. А метод лечения прост и в то же время уникален: седовласый, одним видом своим внушающий доверие доброжелательный доктор садится напротив больного, крепко зажимает его колени своими, поглаживает и потирает слегка влажными пальцами ему голову (Мэри Бейкер позже откажется вообще от каких бы то ни было соприкосновений с телом больного), предлагает подробно рассказать о болезни и настойчиво разубеждает пациента в том, что у него что-то болит. Доктор просто вытесняет симптомы, отрицая само их существование, и внушением устраняет болевые ощущения.
Но чудо же свершилось!
Мэри с детства хотелось чего-то необычного, и вот только сейчас, на сорок первом году жизни она наконец встретилась с чудом. Она долго беседует с доктором о способе лечения, о теоретической его базе, о гипнозе, о самовнушении, о реальных и мнимых болезнях… И становится «апостолом» Квимби.
Она много и громко говорит о нем, о его лечении, о том, что он обращается только к духу пациента, о том, что он врачует дух духом. Она сравнивает Квимби с Христом, а себя — с воскресшим библейским Лазарем. Она говорит об этом непрерывно, говорит настойчиво, истерично. Говорит для других и для себя. Так проходит не один год. И в конце концов она оказывается окончательно готовой целиком посвятить себя этому «апостольскому» служению.
В поисках спасителя
Мужу и раньше нелегко было жить с нервной, капризной, всегда требующей внимания и не покидающей постели истеричкой, теперь он, только что вернувшийся из плена, в испуге отступает от выздоровевшей, проникшейся внезапным самосознанием пророчицы и прорицательницы. Он согласен выплачивать ей пособие и отказаться от дальнейшей совместной жизни. Не складываются отношения и с родней. И снова, но уже без денег, без имущества, без дома, без родственников, Мэри начинает новую жизнь. А ей уже пятьдесят.
Она скитается, находя приют и понимание у людей со смутно-религиозным мироощущением, ищущих учителя, который направлял бы их и руководил бы ими. И все это время скитаний и бедности она не переставая пишет. Пишет свой главный труд, свое «Евангелие», позже выдержавшее сотни переизданий и разошедшееся миллионными тиражами. Ей точно известно, как надо лечить, не используя ни лекарств, ни электричества, ни знания физиологии и анатомии. Ей известно как надо лечить, но она ясно понимает, что сама лечить не может, ей это не дано. Она проповедник, она может взывать и убеждать, но она не врач. И Мэри энергично ищет человека, который впитал бы ее мудрость и стал бы инструментом в ее руках. И находит. Это рабочий картонажной фабрики некий Ричард Кеннеди.
Ричард заключает с Мэри деловой и обстоятельный договор: Мэри Бейкер обязуется ознакомить Кеннеди со своей наукой, а он — содержать ее и передавать ей половину доходов со своей врачебной практики. Далее события развиваются со стремительной скоростью. У доктора Ричарда немедленно появляются пациенты, которых он быстро и легко исцеляет, они разносят весть о целителе и творимых им чудесах. Пациентов становится все больше и больше. Мэри Бейкер открывает школу врачей, в которой за полтора месяца обещает научить бывших пролетариев лечить людей одной лишь «боговдохновенной силой духа». А они должны ей за это, кроме единовременного взноса в 300 долларов, отчислять 10 процентов своих доходов от врачебной практики.
Чем она хуже Жанны д' Арк?
В 1875 году, когда г-же Бейкер было уже 54 года, наконец-то выходит в свет давно начатая книга «Наука и здоровье». В своем труде она объединяет в одну систему собственные теологические и философские соображения и почерпнутые у Квимби методики врачевания. И при этом оказывается, что сама Мэри Бейкер прямо ниспослана промыслом Божьим для врачевания душ: ее открытие в медицине — внушение Божье, написанная ею книга — священная, ее земной путь — странствие нового спасителя по земле. В соответствии с этим новым имиджем корректируется и ее биография — она, оказывается, слышала в детстве голоса, подобно Жанне д'Арк, более того, она воспринимала и ангельское вещание, как Мария! А на двенадцатом году жизни она, копируя Христа, поражает всю общину своей мудростью. И к кому же, как не к ней, должно было, в конце концов, прийти озарение? И оно пришло. Через месяц после смерти Квимби. По этой версии, озарение произошло таким образом: в начале февраля 1866 года она падает, поскользнувшись на мостовой, ее поднимают в бессознательном состоянии,и врач объявляет, что случай безнадежный. Но на третий день она отказывается от лекарств, просит Библию, и, открыв Книгу, останавливается на эпизоде исцеления расслабленного. Тотчас же она «внемлет утраченному голосу истины из глубин божественной гармонии», познает Бога лицом к лицу,слышит, как он вещает ей: «Встань, дочь моя!». Мэри Бейкер встает, одевается и выходит к людям.
Все это — неправда, что и подтверждает множество документов, в том числе и письма, написанные ею собственноручно. Но даже будучи обвиненной во лжи и припертой к стене документальными свидетельствами, Мэри Бейкер, не смущаясь, заявляет, что это не Квимби лечил и учил ее, а она его, и только Богу обязана своим выздоровлением и открытием. Кстати, Бог позаботился и о ее благосостоянии, поскольку «внушил назначить плату за наставничество в христиански-научном врачевании».
Доходные дела
Следующие несколько лет ее жизни были весьма бурными. И пожалуй, именно Эдди, ее ученик, ее третий муж, помог ей справиться со всеми проблемами. Она пережила конфликт с группой своих учеников, участвовала в массе судебных процессов против них. Но не проходит и полутора лет, как Азу Джильберт Эдди, муж той самой женщины, которая перед лицом миллионов людей объявила болезнь и смерть невозможными, умирает. Но это не только не подкосило неукротимую энергию Мэри — наоборот, проявило во всем блеске ее пропагандистский и финансовый гений. Она открывает в Бостоне метафизический колледж, где готовят будущих докторов духа, создает свой собственный журнал — «Журнал христианской науки», очередной раз выпускает в свет «переделанную» книгу «Наука и здоровье», организует целую отрасль промышленности, обслуживающую секту «Наука и здоровье», — книги, брошюры, уставы, аутентические фотографии Мэри Бейкер, серебряные ложки и пр., и пр. И это все, не считая благодарственных приношений уверовавших. Как писал Стефан Цвейг в своем очерке о Мэри Бейкер, «за десять бостонских лет метафизическое учение о нематериальности мира превращается в одно из самых доходных, в материальном смысле, предприятий».
Уйти, чтобы вернуться
В 1888 году после официального смотра верующих в Чикаго, на который ломилось более четырех тысяч человек (ждали 800 делегатов), чтобы лицезреть «бостонскую пророчицу», Мэри Бейкер-Эдди предлагают соорудить церковь ее имени. Она дает свое согласие на постройку, и в Америке воздвигается святилище живому человеку.
Мэри в курсе всех дел своей империи
В следующем году Мэри Бейкер-Эдди закрывает метафизический колледж, покупает дом в сельской местности и удаляется туда, но вовсе не для того, чтобы в покое встретить свою старость. Теперь все церкви и общины «христианской науки» попадают под незримый патронаж вновь созданной материнской церкви и ее пастора, т. е. попадают под незримую власть Мэри Бейкер-Эдди. Этот I уход в тень необходим матери Мэри. Она стареет, а ей, изобретательнице христианской науки, нельзя ни болеть, ни стареть, ибо она сама учила, что старость и умирание — лишь от недостатка веры в Бога.
Однако эффективные организационные решения не отменяют того, что тело Мэри Бэйкер, вопреки ее собственному учению, подчиняется закону природы. А ведь для нее это учение — не только проповедь и бизнес. Вера в это учение, однажды спасшая ее от смерти, всегда
оставалась условием ее здоровья и жизни. Очевидное старение оборачивалось для нее трагедией и возвращением болезни. В ее сельском домике у нее возобновляется мания преследования, истерические припадки.
Однако все эти припадки, судороги и болезни не мешают ей крепко держать бразды правления той империи, которую она создала. Ее учеников уже около ста тысяч, состояние достигло трех миллионов, церкви из камня и мрамора строятся по всей Америке, прибывают паломники, общины возникают в Англии, Европе и Африке.
Ей уже 85. К ней стремятся репортеры всех американских газет, ее проверяют на психическое здоровье, с ней затевает тяжбу ее собственный брошенный когда-то в младенчестве сын. Она вновь бросает насиженное место. И совершает последнее свое великое деяние — основывает ежедневную газету «Христианская наука монитор», отличающуюся от большинства других газет тем, что не включает в свой кругозор эпидемии, скандальные происшествия и преступления.
… Она все-таки умерла на 89 году жизни.
В церквях «Христианской науки» было провозглашено с кафедр, что «Мэри Бейкер-Эдди скрылась за пределы нашего кругозора»…
………вопреки ее собственному учению, подчиняется закону природы. … Она все-таки умерла на 89 году жизни.
В церквях «Христианской науки» было провозглашено с кафедр, что «Мэри Бейкер-Эдди скрылась за пределы нашего кругозора»… СПАСИБО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО