Славянский ад

Славянский ад

У всех славян, прежде всего южных и восточных, книжные (церковные) представления об аде смешиваются с народными либо сосуществуют с ними, находясь нередко в противоречивом отношении даже в одних и тех же традициях.

Православная книжная и народная традиция противопоставляет ад раю, а католическая с XII в. выделяет на «том свете» еще и чистилище. Наиболее архаичными верованиями можно считать те, по которым ад и рай территориально не расчленены, так что обитатели «того света» мучаются или блаженствуют по соседству. Такие представления отмечены, например, в полесских обмираниях, то есть в рассказах о посещениях «того света». Ад и рай воображаются то на небе, то на острове, то за морем, подобно ирию. В народной духовной поэзии ад и рай разделяет:

  • огненная река — в русской,
  • стена — в сербской (Косаница в Черногории),
  • большая ограда — ~ (Старая Пазова в Среме).

Согласно сербским верованиям, все покойники находятся на небе (а не под землей или в «нижнем» мире), где ад и рай четко разделены (Косово), при этом

  • рай занимает лучший, утопающий в цветах участок, а небесный ад занимает участок, где кипит деготь и мучаются грешники — Гружа, центральная Сербия,
  • рай и ад расположены на небе так, что рай выше ада, населенного змеями и чертями, объятого тьмой и дымом и навсегда лишенного солнечного света — Косаница.

В Боснии рай мыслится на небе, а ад — под землей, при этом ад весь охвачен огнем и у грешников горит то глаз, то рука, то все они варятся в котле (Височская Нахия). Такая картина ада типична для большинства славянских представлений. Редкие примеры размещения ада на земле отмечены

  • у гуцулов — на острове посреди моря,
  • у белорусов (Гродненщина) — на краю света в виде огромной горы, посреди которой горит огонь и кипят котлы с грешниками.

Синоним ада — преисподняя отражает представления об аде, находящемся под землей, совпадающие или восходящие к древнееврейскому ветхозаветному представлению о нём как о «рве преисподнем», «царстве мрака», «стране тьмы и сени смертной», где сам свет подобен темной ночи

Сам ад мыслится как:

  • место обитания бесовской силы;
  • ~ место вечно пылающего огня — ср. церковнославянское «геенна огненная»;
  • ~ вечного мрака, как глубокое темное подземелье — Польша),
  • озеро кипящей смолы — восточная Польша.

Из последнего происходит название ада в восточное Полесье — смола, которое соотносится с древнеславянским представлением об аде как о «пекле».

В Белоруссии было распространено верование, что ад — пекло, находится под землей в болоте, что сама земля натянута, как кожа или шкура, над водой, а в этой воде на самом дне помещен ад, наполненный грешниками и чертями. Ими управляет самый старый черт Анцыпар, Ничыпар, постоянно живущий в аду «на 12 цепях, за 12 дверями». Подобные представления об аде известны в сказках и быличках. Небольшие, но глубокие ямы на лугу и болоте белорусы зовут «чертовыми окнами»: это вход в ад.

Он может мыслиться у славян и как пропасть, овраг, пещера, колодец и быть входом на «тот свет» вообще. Для книжной апокрифической традиции характерны представления о «вратах адовых», охраняемых стражниками-чертями, львом — у западных славян, собакой — у южных славян, змеей — у русских старообрядцев.

Путь души на «том свете» проходит через мост в виде тонкого волоса, бревна, настила и т. п. (часто его ширина зависит от греховности души), пролегающего над адом — пропастью, кипящей смолой и т. п. Грешные души срываются и падают в ад, а праведные проходят в рай. Мотив моста-волоса хорошо известен южным и отчасти восточным славянам. На Витебщине в печь хозяйка бросала три полена дров, для того чтобы они ей потом послужили кладками при переходе в рай через адскую реку.

Ад — место вечных мук, отсюда диалектное болгарское (Родопы) и македонское (Прилеп) название ада вечна. Грешники мучаются вечно в огне, смоле, реже в воде, их бьют раскаленными прутьями, их пожирают змеи, черви, их подвешивают на крюке за ребро, за язык, они лижут раскаленную сковороду, страдают от жажды, голода, от капающей на голову раскаленной серы. Восточные славяне считали, что муки в аду прекращаются на Благовещение и с Пасхи до Вознесения. После Страшного суда адским мукам будут подвергнуты и бесы, а некоторые грешники будут от них освобождены.

http://symbolarium.ru

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
Бесплодие у славян
Следующая запись
ЕРЕСЬ
Добавить комментарий