СЕФИРОТ – в иудейской мистике – десять творческих сил, десять эманации Эйн Софа, посредствующих между «бесконечным» (Эйн Соф) и «сотворенным» миром; сосуды (проводники), с помощью которых свет создателя передается человеку; неопределимый Бог приходит к определенности в десяти сефиротах или стадиях своего смыслового развертывания.
Каждая из десяти Божественных эманации содержит в себе одно из качеств этого мира. Происхождение слова сефирот точно неизвестно, но многие исследователи считают его искаженным вариантом греческого слова «sphera» или позднелатинского «cifra». Последнее представляется наиболее вероятным, поскольку в древнейшем из каббалистических трактатов («СеферЙецира») сказано, что Господь создал мир посредством двадцати двух букв еврейского алфавита и десяти «изначальных чисел, называемых сефирот». Эти десять чисел состоят из четырех основных элементов (Божьего духа, воздуха, воды и огня) ишести пространственных направлений (вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад). Размышляя над этими мистическими числами, человек открывает смысл Божественных тайн.
Перечень сефирот:
венец, корона, кетер;
мудрость, хокма;
понимание, разум, бина;
милость, милосердие, хесед или гедула;
сила, жесткость, гебура;
победа, нецах или пехад;
вечность, покой, слава, год;
величие, красота, мировая гармония, тиферет;
основа, форма, йесод;
царство, малкут.
Сторонники так называемой «лурианской школы» исключают из числа сефирот кетер, которая, по их мнению, является не эманацией, но Божественным первопринципом, порождающим все эманации. В этой системе хокма и бина считаются высшими сефиротами, а между ними вводится дополнительная сефирот – даат (постижение). Система, которую предлагает видная английская исследовательница каббалы Дион Форчун, включает в себя и кетер, и даат, но последняя обозначается пунктиром и считается «дополнительной».
Десять сефирот обычно изображаются в виде сложного чертежа, который называют «Древом Сефирот» или «Древом Жизни». Совокупность сефирот образует космическое тело совершенного существа – первочеловека Адама Кадмона. ИерархияБожественных эманации представлена здесь в виде трех взаимосвязанных вертикальных колонн. Медитация на Древо Сефирот представляет собой мысленное восхождение из сферы материального мира (малкут) в сферу Чистого Духа (кетер). Согласно работам Исаака Лурии, адепт, восходящий в кетер, попутно «собирает вместе» все остальные девять сефирот и восстанавливает их изначальное единство.