Блины — блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша(кутья) или зерно. Основная символика БЛИНОВ связана с представлением о смерти и потустороннем мире: БЛИНЫ посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают БЛИНЫ на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают БЛИНЫ.
БЛИНЫ предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый БЛИН и БЛИН, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях —соленый БЛИН.
На похороны и поминки БЛИНЫ пекут как поминальное блюдо, посвящаемое умершим. В день погребения на стол ставят кипу БЛИНОВ, и старший из присутствующих мужчин разламывает первый БЛИН и кладет на окно для покойника. На похоронах и поминках первый горячий БЛИН, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питалась душа умершего. БЛИНЫ иногда кладут на грудь умершему, в гроб, намогилу. Блинами поминают на могиле, а остатки отдают нищим странникам. На следующий день носят завтрак покойному, тоже оставляя БЛИНЫ на могиле. БЛИНЫ пекут на девятый, на сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в календарные поминальные («родительские») праздники: на Фоминой неделе (на «дедовую неделю», Красную Горку, Радуницу), в Дмитровскую субботу и т.д. Считалось, что кто «печет» БЛИНЫ на поминки, «печется» о насыщении души умершего. Поминальные БЛИНЫ разносят по домам, приносят на могилу, в церковь, раздают нищим. В Белоруссии БЛИНЫ пекут на «деды» — чтоб «дедам» (предкам) «пара пошла». БЛИНЫ используют и как оберег от мертвых, которые часто являются во сне. Для этого с горячим БЛИНОМ садятся на порог и приглашают к себе умерших обедать.
БЛИНЫ на Масленицу — повсеместное угощение, главным образом, у русских. БЛИНЫ пекут всю неделю. Первый БЛИН посвящают Власию или умершим. Его кладут «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, дают нищим в память о предках или съедают за упокой усопших. В Прощеное воскресеньеили в субботу идут с БЛИНАМИ на кладбище «прощаться с родителями». В обряде похорон Масленицы блин дают врукичучелу Масленицы. БЛИНЫ пекут также на Вознесение. Их называют «Христу онучи», «христовы (или «божьи») онучи». Их пекут на счастье, берут с собой в поле. Наряду с другими видами хлеба БЛИНЫ пекут и наРождество. Первый БЛИН в Сочельник дают овцам — от мора, скоту отдают остатки БЛИНОВ и рождественской кутьи. Под Рождество хозяин с кутьей и БЛИНАМИ выходит звать мороз на ужин. БЛИНЫ также специально пекут для колядников. БЛИНЫ бывают составной частью угощения на дожинках и в начале жатвы.
Разнообразно использование БЛИНОВ на свадьбе. Угощение БЛИНАМИ на обручении и в канун свадьбы наиболее характерно для северо-восточной России. БЛИНЫ накануне свадьбы могут иногда приобретать функции, родственные тем, которые они имеют в похоронно — поминальной обрядности: угощение БЛИНАМИ сопровождается в некоторых местах символическими «похоронами» невестыили упоминанием покойника. Невеста в этовремядолжна как бы «умереть» как девушка, чтобы потом «воскреснуть» в новом качестве. После брачной ночи молодых кормят БЛИНАМИ, совершают шуточный обряд «блин продолбить», устраивают «блинный стол», мать невесты присылает БЛИНЫ к выходу молодых из бани. Повсеместно у русских теща угощает зятя БЛИНАМИ в конце свадьбы. Во время угощения невеста старается вырвать у жениха первый БЛИН, чтобы получить власть над мужем. По способу поедания женихом БЛИНА судили о девственности невесты: если она оказалась «нечестной», жених ломал блин, прокусывал у него середину, откладывал взятый БЛИН и больше не ел, дарил теще дырявый БЛИН или клал на БЛИН не целый рубль, а мелочь, если молодая «не цела». В некоторых местах и сама невеста в конце свадьбы печет БЛИНЫ и угощает ими мужа и гостей, иногда устраивают шуточную продажу невестиных БЛИНОВ.
С БЛИНАМИ девушки гадают о замужестве, чаще всею на святки (обычно для этого используют первый или соленый БЛИН, от которого откусывают все гадальщицы): с блином под мышкой, за пазухой или на головевыбегают или выезжают на кочерге на улицу и дают его первому встречному мужчине, узнавая его имя; оставляют его на перекрестке «жениху на вечеринку»; наступив на него ногой, слушают на мусорной куче откуда залает собака, оттуда ожидается жених и т. п. Иногда на Кузьму и Демьяна (1/14. XI) девушки пекут БЛИНЫ и поют песни, содержащие пожелание найти хорошего жениха.
Символика БЛИНОВ в фольклоре, как и в обрядах, связывает их со смертью и с небом как иным миром. Так, в сказке старик лезет на небо и видит там избушку из БЛИНОВ. Тот же мотив отражен в поговорке про избу:«Блинами промшить, лепешками покрыть». В сказке солнце на небе печет на себе БЛИНЫ (ср. украинскую пословицу: «Вона своiм носом чуе, як на небi блины печуть»). В подблюдных песнях БЛИНЫ предвещают смерть (смерть несет БЛИНЫ на блюде). В заговоре от икоты ее отсылают туда, где пекут БЛИНЫ; «там блины пякуть, табе дадуть», подобно тому как оставляют их покойнику на поминках. В загадке БЛИН в масле на сковороде сравнивается с рыбой, с которой их роднит использование в качестве поминального угощения: «Берега железны, вода дорога, рыба без костей».
С печением БЛИНОВ связан ряд бытовых предписаний и запретов. Так, посторонним запрещается смотреть, как пекут БЛИНЫ, иначе они не зададутся. У белорусов пекущего БЛИНЫ приветствуют: «Скачком блiны!», а в ответ на это, говорят: «Тарчком з iзбы!» Выпекая первый БЛИН, зовут покойных родных есть БЛИНЫ. Первый БЛИН перед обедом дают молодому домашнему животному, а последний оставляют на сковороде и после обеда скармливают матери этого животного. Одолженную под БЛИНЫ сковороду возвращают не пустую, а с последним БЛИНОМ, причем держат ее не голыми руками, а сковородником. В Полесье запрещается печь БЛИНЫ в Великий пост (а иногда и на Пасху, на Новый год, в Петровский пост) во избежание засухи.
А.В. Гура