Лев Семёнович Выготский

Лев Семёнович Выготский

Лев Семёнович Выготский — советский психолог, разработавший культурно-историческую теорию развития высших психических функций. Родился Лев Семёнович в городе Орша, 5 ноября 1896 года, но уже спустя год его семья перебралась в Гомель, где Лев и окончил школу. Выбирая дальнейшее обучение, юноша решил остановиться на юридическом факультете Московского университета.

После окончания университета Лев Семёнович работал в различных высших учебных заведениях. Кроме того, молодой учёный читал лекции в учебных заведениях и всевозможных исследовательских учреждениях не только Москвы, но и Ленинграда, Харькова, Ташкента.

Особенно серьёзно Лев Семёнович занимался изучением педагогики, он постоянно вёл исследования по этой теме. Одно из известнейших его произведений — "История развития высших психических функций". В этой работе учёный излагает культурно-историческую теорию развития психики. Согласно утверждениям Выготского, следует разделить психические функции на низшие и высшие. Исходя из этого, необходимо различать два сценария поведения: первый — природный, второй — общественно-исторический, или культурный. По теории Выготского, оба эти сценария (плана) сливаются в процессе развития психики.

Основное различие между психическими функциями заключается в том, что природные функции невозможно регулировать (управлять ими), тогда как высшие, или культурные, функции поддаются контролю и управлению со стороны человека.

Многие работы Выготского посвящены вопросу соотношения ролей созревания ребёнка и его обучения в развитии детских высших психических функций. Важнейший принцип, сформулированный Выготским, гласит: сохранность структур мозга и их своевременное созревание является необходимым, но далеко недостаточным условием для нормального развития высших психических функций.

Основным источником этого развития Выготский называл изменяющуюся социальную среду, которую он называл термином "социальная ситуация развития". Отношения между ребёнком и действительностью, его окружающей, в особенности — социальной, решающим образом влияет на развитие детской психики в определённом возрасте.

Ещё один важнейший вклад, внесённый Выготским в педагогическую психологию, — термин "зона ближайшего развития". Под этим понятием подразумевается "область несозревших, но созревающих процессов", задачи, с которыми ребёнку сложно справиться на данном уровне развития самостоятельно, но которые ему доступны с помощью взрослых.

Культурно-историческая теория Выготского стала основанием, на котором выросла крупнейшая в советской психологической науке школа. Теории советского учёного в 1970-х годах заинтересовали американских психологов. Основные труды Выготского были переведены на английский язык и легли в основу американской образовательной психологии. Именно с именем советского психолога сегодня связывают развитие социального конструктивизма в Северной Америке.

11 июня 1934 года Льва Семёновича Выготского не стало. Различные интерпретации Выготского подвергались критике как в Советском Союзе, так и за границей. Началось это ещё в 1970-х годах, а продолжалось до недавнего времени, — лишь в 2000 г. окончательно оформились все критические статьи. В ходе "ревизионистской революции" подверглись ревизии переводы текстов учёного, а также аутентичность его работ, опубликованных в Советском Союзе. Критическая литература в адрес текстов Льва Выготского вносит огромный вклад в процесс переоценки теоретического наследия и исторической роли учёного.

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
Введение в медитацию/ Сатьянанда Сарасвати
Следующая запись
Русский Рэмбо
Добавить комментарий