часть II. Крещение
Крещение в Деяниях
“Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что и Господом и Христом сделал Его Бог, Того Иисуса, Которого вы распяли… А Петр им сказал: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для отпущения грехов ваших, и вы получите дар Святого Духа”
(Деян.2:36-39)
Крещение, упомянутое здесь, связано с покаянием и является необходимым условием для Получения Святого Духа. Формулировка очень напоминает Мк.16:26,
Там: “Кто будет веровать и крестится, спасен будет…уверовавших будут сопровождать сии знамения”
А здесь: “Покайтесь, и да крестится каждый во имя Иисуса Христа, и получите в дар Святого Духа”.
Хотя оба эти утверждения сходны, время, к которому они относятся разные. Кроме того, одно говорится (в Деян.) только Иудеям, а другое (в Мк.) обращено к Иудеям и к Язычникам, и ему еще предстоит исполниться в будущем.
В книге Деяний ясно прослеживается факт, что дар Святого Духа изливается сразу же после крещения (Деян.2:38, 8:15-17, 9:17-18, 19:5). Дар святого духа опередил крещение только в случае с домом Корнилия сотника, который состоял из язычников (они были первыми, кто присоединился к Израилю из необрезанных в период Деяний). Но это было не без Божиего усмотрения и замысла, как мы и увидим позже. Деян.2:38 является единственным стихом, в котором соединились три вещи: покаяние, крещение водой и дар святого духа (покаяние и вера две стороны одной медали). Мetanoeate (“покайтесь” — повелительное наклонение, актив) предполагает действие тех, к кому это обращено; "да крестится” baptitheto (повелительное наклонение пассив) означает то, что должно быть сделано кем-либо тому, к кому обращение. Lempresthe (“получите” изъявительное наклонение будущего времени, актив) является безусловным обещанием (кроме двух данных выше условий) того, что личность, которая покается и крестится получит от Бога.
Вполне очевидно, что является основным из трех даров Святого духа. Это главное, что произошло в день Пятидесятницы, его главная особенность, исполнение обещания, данного им и их детям, чему крещение и покаяние являются условием. 20 учеников, которые были вместе в день Пятидесятницы были крещены в Иоанново Крещение, однако силу свыше они получили только в день Пятидесятницы, чтобы свидетельствовать в своей вере. И здесь мы должны задать вопрос, какая связь между Иоанновым крещением и крещением в Деяниях. Может быть, они составляют одно целое? Или же они полностью различны? А может быть, истина лежит где-то посередине?
“Был Иоанн Креститель в пустыне, проповедуя и крещение покаяния для отпущения грехов” (eis aphesion hemartion) Мк.1:4, Лк.3:3). То же самое в Деян.2:3: “Покайтесь, и да крестится … ois aphesin ton hamartion”. Оба как будто завязаны, прежде всего, с покаянием, и оба нацелены на прощение грехов, словно одно продолжение другого. Водное крещение Дн. зиждется на тех принципах, которые были заложены Иоанном Крестителем: также является крещением покаяния, также является условием получения Духа. Однако оно все же отличалось от Иоаннова крещения, иначе бы верующие в Эфесе не были бы перекрещиваемы в Деян.19. Крещение Иоанна было предвозвещением прихода Мессии. Крещение Деян. было с верой в Мессию, который уже пришел.
Крещение Иоанна водой в Деян. должно было оставаться, т.к. не было в полноте реализовано крещение духом и огнем. К концу Деян. крещение водой практически не упоминается, и отсюда мы можем заключить, что оно потеряло свою необходимость. Итак, мы уже отметили, что крещение Иоанна Крестителя и Петра в Деян. 2:3 не случайно параллельны. Оба предполагают покаяние и прощение грехов (Мк.1:4, Деян.2:38), а также близость Царства Небесного (Мф.3:2, Деян.3:12-19). Оба в первую очередь предназначалось для Иудеев в Иерусалиме (Мф.3:5, Деян.2:14), и оба они предвозвещают пришествие Христа (Мессии Деян.3:20, 2:30, т.е. являются предтечами). Иудеи уже отвергли благую весть Иоанна и Иисуса Христа, когда Он ходил по земле. И теперь она им снова проповедуется Петром и учениками. В Дн. Царство еще раз предлагается этому противящемуся Богу народу, через Петра, который встал на место Иоанна Крестителя.
Дождь — это образ, помогающий понять диспенсационные особенности. Действительное излияние духа и возвращение Господа сравнивается в Писании с нисходящим дождем (Ис.33:15, 44:3, Ос.6:3, Иак.5:7). Мы все знаем о позднем и раннем дожде, два сезона дождей: хотя в действительности это один сезон с ноября до апреля, который прерывается летней засухой с мая до октября. Основополагающей особенностью Сирийского климата является его разделение на дождливый и сухой сезоны. К концу октября начинаются тяжелые дожди, продолжающиеся порой несколько дней подряд. Это то, что в Библии называется ранним дождем. Именно после него открывается сельскохозяйственная пора. Почва после лета ставшая твердой начинает разрыхляться и можно начинать вспашку. До конца ноября дожди небольшие, однако, начиная с декабря до февраля, дожди усиливаются, в марте сходят и практически исчезают в апреле. Поздний дождь Библии — это тяжелые дожди марта и апреля. Они важнее, чем зимние. Поэтому основной акцент в Писании ставится на ранние и поздние дожди. В мае ливни очень редки, и до октября не только нет дождей, но даже и облака не задерживаются на небе, а гром — это чудо.
Если бы Израиль покаялся от слов Петра и знамений, которые Апостолы совершали, то Пятидесятница была бы этим поздним дождем. Сразу же можно было бы говорить об урожае и временах восстановления от лица Господня и ожидать ниспослания Христа предназначенного для них (Деян.3:19-20). Но вместо этого им пришлось претерпеть длинную летнюю засуху во всей ее неприглядности (Втор.28:64-68). На их небе не проходило практически ни одного облака и не будет, доколе не начнутся осенние дожди. Тогда твердое сердце неверия будет размягчено излиянием святого духа (Ез.36:24-27) и начнется болевой процесс вспашки (Ис.28:23-29). Это осеннее крещение падет на всякую плоть (Деян.2:17) и будет сопровождаться — “кровью и огнем и клубами дыма” (Деян.2:19).
Многие полагают, что слова “на всякую плоть” относятся к Израилю, т.к. в контексте говорится “сыны ваши и дочери и юноши ваши”. Однако как тогда можно рассматривать слова Лк.3:6 “ всякая плоть узрит спасение Божие”? В Ветхом Завете эта фраза встречается 37 раз (13 раз из которых относятся к потопу) и 5 раз в Новом Завете (Лк.3:6, Ин.17:2, Деян.2:17, 1Кор.15:3, 1Пет.1:24). В более чем большинстве случаев ясно, что говорится о человечестве, а иногда о животных. А если учесть, что “всякое” означает “всякую без различия”, то становится совершенно неясно, как можно было истолковать этот стих иначе.
Некоторые считают, что исполнение духом является уникальной особенностью Деяний, и что исполнение духом отличается от крещения духом.
Однако я задумался над тем верно ли это? Я предоставляю это читателю для размышления:
1) После Воскресения, когда Господь ел с учениками, Он сказал им:
“И за трапезой Он повелел им не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного Отцом. Ибо Иоанн крестит водою, вы же будете крещены Духом Святым, но по истечении немногих дней” (Деян.1:4-5).
В параллельном месте читаем у Луки:
“И вот Я посылаю обещанное Отцом Моим на вас. Вы же оставайтесь в городе этом доколе не облечетесь силою свыше” (Лк.24:49).
Практически это же самое говорит собравшимся в Иерусалиме Петр:
“Покайтесь, и да крестится каждый из вас … и получите дар святого духа. Ибо для вас обещание и для детей ваших и для всех дальних, кого ни призовет Господь Бог ваш” (Деян.2:38-39).
Крещение духом и дар духа, как мы видим из этих мест, отождествлены с обещанным Отцом и с облачением силой свыше.
2) Почти эти же слова мы видим в речи Петра для обрезанных об обращении язычников (дома Корнилия):
“Когда же начал я говорить сошел на них Дух Святой, как и нас вначале. И вспомнил я слово Господа, когда Он говорил: Иоанн крестил водой, а вы будете крещены Святым Духом” (11:15).
В 10-ой главе мы видим, что за словами “и сошел Дух Святой на всех слышавших слово” следует сразу же объяснение: “ибо они слышали их говорящими языками и величающих Бога” (10:44-46). Именно последние события напомнили (в 11-ой главе) Петру слова “Иоанн крестил водой, вы же будете крещены Духом Святым”. Для него излияние духа было практически тем же, что и крещение святым духом.
Мы уже сказали, что “омовения” или излияния были типом крещения в Библейские времена. Вряд ли какое-либо другое слово в свете этого может лучше описать излияние духа, чем слово “крещение”.
И, если не считать, что излияние духа — не исполнение обещания Иоанна, то что же было исполнением вообще?
Трудно отрицать, что крещение, которое обещал Иоанн, исполнилось в верующих Деян. И это не было чем-то совершенно новым по своей сути. И хотя нет упоминания излияния духа на учеников в период Евангелия, новым является качество и постоянство этого события. Это была одна из двух сторон крещения духом и огнем. В нашем призвании, как у уверовавших язычников, сохраняется только одна сторона — это “одно крещение”, упоминаемое в Еф.4:1. Народ же Израильский получит это крещение во всей своей полноте.
Лично мое мнение, что между крещением духом и исполнением духом по существу никакой разницы нет. Два эти выражения относятся к одному и тому же: приходу в жизнь верующего духа. Возможно, эти два выражения относятся к печати Духа, которая есть неотъемлемая часть наследия каждого верующего во Христе. Печать Духа, это залог нашего (теперь) спасения и будущего искупления. Она дается каждому, кто искуплен. Она дается каждому верующему в момент обращения, являясь как бы первым взносом его полного наследия. Вот некоторые места, говорящие об этом:
“Но вы не во плоти, но в духе, если действительно Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет тот и не Его” (Рим.8:9).
“Он, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши” (2Кор.1:22).
“Который есть залог наследия нашего, для искупления достояния, в похвалу славы благодати” (Еф.1:14).
Каждый верующий, когда он обращается, запечатлен духом, который есть залог его будущего наследия. Дар духа был неотъемлемым событием на протяжении Деяний, происходящим только один раз. Хотя мы можем увидеть примеры, когда сошествие духа откладывалось. Те же двенадцать Апостолов были задолго до Пятидесятницы верующими. Также и с верующими в Ефесе, которые, будучи верующими, получили духа только после того, как к ним прибыли Петр и Павел (Деян.19:1-7). То же самое было и в случае с верующими Самарии, которые ждали прибытия Петра и Иоанна из Иерусалима, чтобы получить дар духа (Деян.8:14-17).
Однако эти примеры являются исключениями того или иного рода. Нормальным развитием событий было, как в 2:38, покаяние, водное крещение и тут же водное крещение духом (в идеальном случае без интервала). В отличие от того, что было в Ветхом Завете, когда была нужда в постоянном сошествии духа, в Деян. дух всегда оставался с верующим. Ему лишь требовалось не угашать его (2Тим.1:6).
В отличие от случаев с Павлом и Петром, о которых сказано, что они “исполнялись в конкретные моменты времени духом (Деян.2:4, 4:8. 31, 9:17, 13:9; о других говорится, что они пребывали или (постоянно) “были исполнены духа” Деян.6:35, 11:24 сравнивать с Лк.4:1). Здесь нет противоречия. И те, о ком сказано, что они были “исполнены”, также могли наделяться силой свыше для особых ситуаций, в моменты особой нужды. И Петр, и Павел также как и все были “исполнены духом”. Это было также их нормальным состоянием. Это также верно и сегодня для верующих.
Подытоживая можно сказать следующее:
1) Дар духа был зависим от двух условий: покаяния и водного крещения (Деян.2:38). Дар после этого уже не мог покинуть верующего (Деян.2:38, 8:15-17, 9:17-18, 19:5).
2). Водное крещение Деян. было продолжением Иоаннова крещения, которое заменил Петр своим служением. Петр также проповедовал действенное, плодотворное покаяние, также цель была прощение грехов; также предвозвещал пришествие Мессии и Царства Божия.
3) Пятидесятница была бы для Израиля, образно говоря, поздним дождем, если бы они обратились от своих злых путей и покаялись. Отвергнув это благословение, они вошли в период летней засухи. Остается ожидание осеннего дождя, который размягчит их каменные сердца.
4) крещение духом это практически то же самое, что и излияние духа, т.е. является одним событием.
5) Скорее всего, оно включает запечатление духа, которым обладают все верующие, которые получают его во время обращения. Оно является нашим авансом полного наследия во Христе.
Крещение язычников
“Петр еще произносил эти слова, как сошел Дух Святой на всех слышащих слово. И изумились верующие из обрезанных, которые пришли с Петром, что Дар Святого Духа излился и на язычников; ибо они слышали их, говорящих языками и величающих Бога. Тогда ответил Петр: может ли кто отказать в воде крещения тем, кто приняли Духа Святого, как и мы?” (Деян.10:44 — 48).
В данном месте мы видим первый пример, насколько крещение было менее обязательным актом для язычников по сравнению с Иудеями.
Именно без акта крещения на Корнилия сошел дух, и это не является исключением, а скорее правилом.
Павел говорит нам ясно об этом в 1Кор.1:14-17. Для него эта практика крещения язычников вовсе не была нормальной. Он говорит, что крестил немногих: Криспа (начальника синагоги Деян.18:8), Гая (скорее всего Иудея Рим.16:23) дом Стефана (скорее всего Иудея 1Кор.16:15-18), а также можно к этому добавить крещение тюремщика (Деян.16:34)- язычника. Нам неизвестны причины такого отбора, но совершенно ясно, что это не было личным поручением от Господа. Мы можем только предположить здесь параллель с Христом, Который Сам не крестил, а поручил это ученикам. Павел поясняет причину этого далее в 15-ом стихе: “чтобы кто не сказал, что во имя мое вы были крещены”. Хотя это не сама причина, а скорее лишь ее результат. Полная причина заложена в 17-ом стихе: “Ибо не послал меня Христос крестить, но благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднен был крест Христов”. Основой Евангелия Павла было, как все мы знаем, спасение не от дел, но по вере. В случае обязательного приложения к этому крещения как условия возникает противоречие с принципом спасения только по вере. Если в случае с Корнилием это был лишь акт, символизирующий очищение от греха, омовение как дань Иудейской практике, но без придачи этому обязательного характера, то для Павла этот акт был намного менее значителен. Из главного он становится второстепенным, и так во многих других случаях и вопросах.
Перекрещивание в Деяниях
Это единственный пример, который мы имеем в Деяниях. По данному вопросу. Эти Ефесяне – верующие, но вообще не слышавшие о существовании Духа Святого. Все, что они имели, — это Иоанново крещение покаяния, проповеданного всем Иудеям периода Евангелия в книге Деяний. Сошествие Святого Духа всегда происходило вместе с крещением: до или сразу же после, которое было обязательным для Иудейских верующих. Эти ученики не знали об обещании Иоанна Крестителя о крещении духом (т.к. они “даже и не слышали о таком”). Поэтому их крещение Иоанново было нельзя считать истинным. Их крещение в воде во имя Господа Иисуса Христа после покаяния и затем принятия духа святого было по образцу Деян.2:38.
“И услышали они, и были крещены во имя Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, сошел на них Дух Святой, и они начали говорить языками и пророчествовать” (Деян.19:5-6)
Аполлос был другим учеником, который “знал только Иоанново Крещение” (Деян.18:25). Но его отличие от учеников в Ефесе в том, что он был исполнен духом. Это было видимым образом явлено в том, что он “с дерзновением говорил в синагоге, уча об Иисусе точно”. Он был еще точнее наставлен в пути Господнем Акиллой и Прискилой. Точно также было и со 120, которые были собранны в день Пятидесятницы: получение ими духа было подтверждением, что их крещение Иоанново было истинным. Поэтому для них ни крещение в воде, ни перекрещивание не было нужно в отличие от других Иудеев. Иоанн Креститель “пришел для того, чтобы крестить водою, чтобы Он был явлен Израилю” (Ин.1:31). Крещение водой было особенно важным для Иудейских верующих, т.к. им было еще по Закону предписано выполнять “различные омовения” (Евр.6:3). Им необходимо было совершать этот ритуал для того, чтобы получать Святого духа и именоваться христианами. Ничего подобного не было в отношении язычников. Для них крещение водой не имело первостепенного значения, хотя и требовалось, как мы уже отмечали.
Очень важно понять, что практика евангелия для обрезанных и практика евангелия для необрезанных — далеко не одно и то же. Хотя обе они базируются на спасении через пролитие крови Христа. “И нет ни в ком ином спасения. Ибо нет иного имени, данного людям, которым надлежит нам спастись” (Деян.4:12). Эти практики различны в некоторых деталях. Например, только языческим верующим было дано безусловное обещание полной сокрытости и сохранности во Христе во время жизни и в вечности (Рим.8:38 — 39, Еф.2:4-10, 4:30, Кол.3:1-5). Для Иудейских верующих это было дано лишь при условии полного послушания и верности (Евр.6:4-11, 10:26-29, Иак.2:24, 2Пт.1:1, 2:10, 2:20-22). Иудейским верующим периода Деяний все-таки нужно было исполнять закон Моисеев, как они всегда это и делали (Деян.21:24). А верующие из язычников не облагались таким игом (бременем), кроме двух-трех особенных повелений, из тех которые были даны Иудейским верующим (Деян.15:6,11, 19-21).
Похожая ситуация была и в отношении крещения. Хотя для Иудейских верующих крещение и акт очищения был условием получения духа святого, язычник Корнилий, например, принял духа святого перед крещением.
До сих пор существует мнение, что слова в 5 стихе 19 главы: “ и услышали (okusantes) они, и были крещены во имя Господа Иисуса” относятся не к Ефесским верующим, а к тем, кого крестил Иоанн Креститель. Некоторые исследователи пишут, что это обусловлено грамматически. Глагол akousantes — это первое аористное причастие (неопределенное будущее) и не может относиться к верующим слышавшим Павла, а только к тем, кто слышал Иоанна. Пятый стих является окончанием четвертого стиха. В противном случае могло быть использовано только совершенное (имперфект) или настоящее время; но данное время относится к неопределенному прошлому и может относиться к словам Иоанна. Но этот аргумент неоснователен, т.к. по отношению к словам Павла может быть использовано прошлое время точно так же, как и к словам Иоанна. Более того, определение крещения во имя Иисуса Христа исключительно принадлежит к периоду Деян.2:38, 8:12, 16, 10:48. Нет ни одного намека на то, что его мог использовать Иоанн. Поэтому можно однозначно сказать, что Ефесские ученики действительно повторно были крещены.
Мы имеем еще одно указание на Израиль в 19 главе в том, что учеников было 12. Ситуация была бы совсем другой, если бы они были язычниками. Крещение водой для них не имело бы какого-либо результата в этом случае. Мы можем к этому моменту заметить разницу в важности крещения на примере Корнилия язычника и Ефесских учеников Иудеев. В случае с домом Корнилия крещение являлось вторым сопутствующим фактором. В случае с Ефесянами оно было первым, потому что Павел повелел это сделать. В случае с Корнилием крещение следовало за принятием духа, в случае с Ефесскими верующими оно было именно условием для Его принятия.
Крещение в ранних посланиях
“Некогда непокорным, когда долготерпение Божие ожидало в одни Ноя, пока строился ковчег, в котором немногие, то есть восемь душ, были спасены сквозь воду, которая теперь и вас спасает, как исполнение прообраза крещения, которое не есть удаление нечистоты плоти, но обязательство доброй совести пред Богом, чрез Воскресение Иисуса Христа” (1Пет.3:20-21)
Здесь, по сути, в греческом оригинале говорится, что воды Потопа являются прообразом крещения водой, которое и нас теперь спасает. Утверждение “и вас теперь спасает” является повторением Мк.16:16 (“кто будет веровать и креститься, спасен будет”) и Деян.2:38 (“покайтесь и да креститься “для прощения грехов”).
Мы уже заметили, что крещение для верующего Иудея было условием их спасения. Оно было входным билетом для принятия святого духа или прощения грехов. Мы также увидели, что роль Иоанна Крестителя воплотилась в лице Петра. И в этом 1 послании он раскрывает то послание, которое ему было вверено для обрезанных, рассеянных в диаспоре в Малой Азии.
Петр проводит параллель между ковчегом Ноя, в котором лишь восемь душ были спасены (число Воскресения), и той церковью, к которой они принадлежали. В новом переводе четко видно, что вода также спасает в период написания послания. Петр продолжает далее, что крещение — "не есть удаление нечистоты плоти, но обязательство (более точно: запрос) доброй совести пред Богом”.
Крещение — это запрос чистой совести у Бога. Без крещения нельзя было иметь добрую совесть пред Богом. И не одному верующему Иудею не было бы покоя, если он не прошел бы через эту церемонию. Все это было совершаемо, кроме того, благодаря воскресению Христа. Именно Воскресение и вознесение Христа давало смысл водному крещению и христианской жизни в целом.
Мы не будем останавливаться на этом месте слишком много, чтобы не впасть в искушение говорить больше написанного. Например, по поводу вод, которые “спасли” находящихся вне их. Некоторые полагают, что это относится к тем вещам, которые Петр научился у “возлюбленного брата Павла” о крещении в смерть (Рим.6), и что было неудобовразумительным. Наверняка Петр заинтересовался учением Павла о крещении в Моисея во время пересечения Красного моря (1Кор.10:1-2) — история, которая близка по сути с тем, что Петр написал про Ноев ковчег. Так как в истории Павла кроме Израильтян, которые спаслись, были египтяне, погибшие в воде. Мы можем также вспомнить, что крест является – "запахом от смерти и к смерти" для одних, а для других — “запах от жизни и к жизни”. Петр, если и понимал эти вещи, то преломлял через свое собственное призвание соплеменников креститься в воде подготавливая их этим к принятию духа.
Также важно заметить, что это упоминание о водном крещении является единственным в посланиях Апостолов и при этом адресовано к Израилю, находящемуся в рассеянии. Другое единственное упоминание находится в послании к Коринфянам, где Павел отрицает, что крещение водой является частью поручения Господня и благодарит Бога, что он крестил лишь некоторых. Третье и последнее упоминание — в трудном месте Кор.15:29, которое автор попытался разъяснить в аппендиксе. Все вышесказанное поможет нам держать водное крещение в его верном диспенсационном положении как постановления спасавшего Иудеев в период Деяний. И хотя для язычников оно также было практикой, в период Деяний оно имело лишь символический характер перенятой у иудеев церемонии, вследствие присоединения их, т.е. язычников, как дикой маслины к благородной маслине.
Крещение в Моисея
“Я не хочу, чтобы вы были в неведении, братья, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море, и все в Моисея были крещены. В облаке и в море, и все вкусили одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из духовной скалы, следовавшей за ними” (1Кор. 10:1-5)
Фраза “крещены в Моисея” является прототипом выражения “крещения во Христа” или ее аналогией (Рим.6:3 , Гал.3:27). Предостерегая, Павел проводит аналогию между христианами того времени и Израилем во дни Моисея. Он раскрывает реалии настоящей христианской жизни, используя образы Красного моря, облаков и сверхъестественное получение пищи и пития. Так скала, которая источала воду для Израильтян (Исх .17) символизировала Христа, образ пересечения Красного моря соответствовал Христианскому крещению в смерть Христа (Рим.6:3).
Нет оснований утверждать, что облако упомянутое в данном месте является именно тем, которое шло перед Израилем днем (Исх.13:21) и вставало между армией Египтян и Израилем перед пересечением моря (Исх.14:19-20, Пс.104:39, где “покров” в еврейском должен быть истолкован, как “защита”). Израильтяне не могли в него креститься, т.к. они были ни под ним, ни в нем. Более вероятно, что это относится к грозовым облакам, которые по Пс.76:16-20 “изливали воду”, когда Господь вел Свой народ “сквозь море” (76:16-20).
Мы имеем картину, как Господь “боролся” (Исх.14:14) в битве за Свой народ. Гром, молнии, воды, содрогания земли — все это типичные условия в тех случаях, когда Господь хочет выразить Свою волю в делах людей (Суд.5:4-5, Пс.17:7-15, 67:8, 143:5-7, Авв.3:8-15). Это его средства ведения битвы, которыми Он являет присутствие: Его молнии с постоянными вспышками наводят трепет на сердце Его врагов.
Давайте же уточним, какие аналогии Павел использует в послании Коринфянам:
1) В Исходе силы тьмы, воинства Лукавого были поражены самым парадоксальным способом. На Голгофе Дьявол, одержав незначительную и непродолжительную победу, был, между тем, полностью и окончательно побежден.
“Обезоружив начала и власти, Он выставил их напоказ, восторжествовав над ними на кресте” (Кол.2:15).
2) Моисей сам также прошел сквозь море, которое уничтожило Египтян, будучи, тем не менее, сам под воздействием грома и молнии, т. е. проявления Божиего суда. Точно также Христос испил полную чашу Божиего гнева на кресте. Он Сам прошел сквозь воды смерти “упразднив имеющего власть над смертью, т.е. Дьявола” (Евр.2:14) и принял на Себя наказание за грех от Бога и в то же время с помощью Сатаны.
3) Кроме того, это претерпел и весь народ Израиля. Так и сегодня Христиане отождествляются со Христом в Его испытании смерти и погребения, а также и распятия, т.е. в факте, который должен быть воплощен ими в их жизни (Рим.6:11-14).
Многие считают, что Павел под словами “крещены в море” имеет в виду водное крещение, хотя здесь и намека нет на воду, потому что они прошли по суше Исх.14:22. Многие видят здесь подтверждение для погружения в воду сегодня из-за того, что Египтяне в противном случае не могли бы утонуть. При этом нашлись бы и те, которые доказали бы необходимость крещения омовением исходя из того, что на крещаемых облака “изливали воды”. Однако сейчас это совсем не важно. Духовная реальность, воплощение этого образа состоит в крещении во Христа, в отождествлении с Ним в Его смерти и распятии — вот суть этого места.
А 1) Силы смерти и тьмы были полностью побеждены в этом ужасном эпизоде Ветхого Завета.
В 2) Это было совершено Христом, когда на Него была излита Божия ярость, вместо нас.
С 3) Мы должны почитать себя умершими с Ним в этом страшном событии.
Это крещение в смерть — крестную смерть Христа — показано на примере Моисея и Израиля в пересечении Красного Моря.
Крещение в Одно Тело
“Ибо как тело — одно и имеет много членов, все же члены тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо и мы все то Иудеи, будь то Еллины, будь то рабы, будь то свободные, и все одним Духом были напоены” (1Кор.12:12-13)
Другой возможный перевод:
“Ибо как тело — одно и имеет много членов, и все члены тела, хотя их много, одно тело, так и Христос (один и имеет много членов и все члены Его, хотя их много, одно тело). Ибо одним Духом мы были все крещены в одно тело — будь то Иудеи, будь то Еллины, будь то рабы … все одним Духом были напоены”.
Здесь вводится сравнение не между человеческим телом и Церковью, а между человеческим телом и ХРИСТОМ. Это ХРИСТОС один и имеет много членов.
а) Тело человека одно
б) и имеет много членов
б) и все члены тела, хотя их и много
а) одно тело.
а) одним Духом крещены
б) все
б) иудеи и язычники
а) одним Духом напоены.
Ибо как
Ибо
а) Христос одинб) имеет много членов
б) все члены Его, хотя их и много
а) одно Тело.
Перевод выражения “одним духом” может быть истолкован — “с помощью духа”, т.к. выражение en baptism в Новом Завете никогда не относилось к тому, кто производит крещение, а только к средству, которым оно проводилось (Мф.3:11, Лк.3:16, Ин.1:26, 31:33, Деян.1:5, 11:16). Во всех приведенных местах дух — это средство, которым крестит Христос в противовес воде Иоаннова крещения. Следовательно, здесь, в 1Кор. 12 мы имеем неоспоримое указание на крещение нас Христом с помощью духа Святого, предсказанного Иоанном Крестителем и пережитого в книге Деяний. Это видно, кроме того, из контекста всей главы о духовных дарах таких, которые характерны для проявления дара Духа Святого в книге Деяний.
Глагол poterein (напоить) имеет два общих значения “давать пить” или “поливать”. То, что Павел был осведомлен об этих значениях, мы можем увидеть из 3:6-8. В 12:13 он использует этот глагол во втором значении. В сочетании с духом этот глагол мы можем встретить еще только в Исаии 29::10: “Ибо оросил вас Господь духом “усыпления” (или “излил на вас Господь дух глубокого усыпления”). Перевод “оросить” или “полить” в 1 Кор.12:13 наводить нас на образ изливаемой воды на жаждущую землю (Ин.32:15, 44:3). Но в Ис.29:10 дух не является средством, а является самым исполнителем, т.к. стоит в Дативе. Хотя образ воды, орошающей землю, хорошо иллюстрирует, что означает быть “напоенным духом”, мы не можем полностью, с уверенностью согласиться с такой трактовкой. Тем не менее, вполне можно согласится с тем, что она отрицает всякую связь 1Кор.12:13 с крещением водой.
Крещение во Христа
“Что же скажем? Оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать? Отнюдь нет. Мы, которые умерли греху, как будем еще жить в нем? Или вы не знаете, что все мы, кто были крещены во Христа Иисуса, в смерть Его были крещены?” (Рим.6:1-4)
“Ибо вы, которые были крещены во Христа, все вы во Христа облеклись. Нет Иудея, ни Еллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все мы — одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, значит вы — семя Авраамово” (Гал.3:26-29).
Прежде всего, следует отметить, что “крещение во Христа” означает не “креститься посредством Христа”, а “креститься во Христа” как в цель. Само словосочетание встречается в Библии 2 раза. Идея крещения во Христа в Римлянах связана с крещением в Его смерть, в то время как в Галатах она связана с образом облачения во Христа. Последний встречается в Рим.13:14 и в Еф.4:24, Кол.13:14 (причем в Кол. это — как уже совершившийся факт). В Ветхом Завете мы также можем встретить образ облачения, используемый по отношению к действию наделения Духом (Суд.6:34, 1Пар.12:18, 2Пар.24:20 и Лк.24:49).
Но говорит ли это о том, что “крещение во Христа “другими словами то же, что и крещение “духом святым”?
Мы уже сказали, что в крещении есть цель, и есть средство (или средства). Например, водное крещение имело одно средство: воду, а покаяние (eis mentanoian Мф.3:11) и прощение грехов (eis aphesin ton hamartion Мк.1:4, Лк.3:3, Деян.2:38) — являются целью. В Рим.6:3 мы уже не видим специального упоминания средств, но зато есть указание цели — Христос и Его смерть. Во время Деяний действовали два крещения — водное крещение, связанное со служением Иоанна Крестителя и Петра, и духовное крещение связанное только со Христом, при этом второе намного важнее. Некоторые пытаются выделить среди этих двух еще и третье, которое вроде бы нам дается в Рим.6, Кол.2:12 и Еф.4:5. Но это абсолютно неоправданно. Писание говорит нам только о двух крещениях (кроме ветхозаветных омовений, конечно), и нет оснований считать, что крещение во Христа — это нечто, совсем отличное от крещения Духом. Именно так учение Рим.6 становится на уделенное ему место, т.е. в контексте практики Дн. Поэтому оно связано и с учением 1Кор.12:13. Цель “одно тело” и средство “дух” являются параллельным в Гал. и 1Кор. Все вышесказанное доказывает, что все эти три места говорят об одном и том же крещении, крещении Святым Духом, предсказанном Иоанном Крестителем и появляющимся вместе с крещением водой в книге Деяний.
Только Дух Божий может отождествить со Христом в смерти и погребении человека и соделать его новым творением. Никакое количество крещений в воде (каким бы важными они не были для Иудейских верующих) не могут перевести человека от смерти к жизни и действительно изменить его духовное существование. Израильтяне были соединены с Моисеем и отождествлены с ним, когда они были крещены с ним в облаке и море (1Кор.10:1-2). Точно также христиане соединены со Христом, погребены с Ним через крещение в смерть и также соединены с Ним в Его воскресении (Рим.6:4-5). Только крещение во Христа духом может произвести эти изменения.
Некоторые не расположены разделять эти два типа крещения. Они считают, что “крещение” водой предполагается только, как внешнее отображение, подтверждение свершившейся действительности, которую оно предназначено отображать”. Есть те, кто говорят, что водное крещение является сутью Рим.6, и находят как бы упоминание его во фразе dia tou baptismatos — “через крещение” и во фразе “мы были погребены с Ним через крещение в смерть …” Как можно быть “погребенным … в смерть” через “крещение водой”, если упоминается цель крещения — “смерть”? Получается: водное крещение в смерть Христа!
Христос Сам говорил о крещении, которое Он должен был претерпеть (Лк.12:50, Мк.10:38). Это была Его смерть на Голгофе, подобие которой упоминается в Рим.6. Здесь, в Послании к Римлянам, это подобие представлено как крещение отождествления со Христом в смерти и погребении, а в Галатах еще и воскресения. Послание к Галатам можно интерпретировать так: “Те, кто крестились во Христа — это те, кто после этого пребывают во Христе”.
Крещение в последних посланиях
“Стараясь сохранять единство Духа в союзе мира: одно Тело и один Дух, как вы и были призваны в единой надежде вашего призвания; один Господь, одна вера, одно крещение; один Дух и Отец всех нас, Который над всеми и чрез всех и во всех нас” (Еф.4:3-4)
Семикратное единства Духа, описываемое в данном месте Писания, можно изобразить в виде структуры различными способами. Наиболее простым является зеркальное построение. Соответствие одного “крещения” и “одного Духа” в этом случае означает, что крещение тесно связано с крещением, средством которого является святой дух.
А| Одно тело
В| Один дух
С | Как вы и призваны в одной надежде
D| Один Господь
С| одна вера
В| Одно крещение
А| Один Бог и Отец
Кроме этого, можно расположить, в соответствии с родами, слово “один”. В этом случае: “тело”, “дух”, “крещение” связаны тем, что они являются существительными среднего рода, “надежда” и “вера” — женского рода, "Господь" и "Бог" — мужского. В этом порядке расположения связь “тела”, “духа”, “крещения” наводит на параллель с 1Кор.12:13 (“ибо одним духом все мы были крещены в одно тело”). Слова очень похожи, и напрашивается вывод об отождествленности двух мест, по крайней мере, об их взаимосвязях.
Крещение Коринфской церкви имеет как средство дух, и поэтому совершенно ясно, что оно тождественно крещению духом. Это крещение с помощью “одного духа”, с помощью которого верующие соединяются в одном теле, происходило постоянно и не прекращалось.
Следующий вариант расположения семикратного “единства духа” приводится” ниже:
А| “Одно тело и один дух
В| как вы призваны к одной надежде
С| Один Господь
В| одна вера
А| одно крещение
С| Один Бог и Отец всех …”
Особенность этой структуры лишь в том, что два пункта “тело” и “дух” относится к Церкви с внешней и внутренней стороны. То, что Церковь Ефесян “одно тело”, а также и “один дух” мы можем увидеть из параллельных утверждений в ЕФ.2:16, 18.
“И обоих в одном теле примирить с Богом крестом”
“Потому что через Него мы имеем доступ и те, и другие в одном Духе к Отцу” (Еф.2:16, 18).
Вот еще одно возможное расположение:
А| Одно тело
В| и один дух
С| как вы и призваны в одной надежде
D| Один Господь
С| одна вера
D| Одно крещение
А/ Один Бог
В/ Один Отец.
Мы примирены с Богом в одном теле, мы имеем доступ к Отцу в одном духе; эти четыре пункта делятся, таким образом, на две части. Нужно отметить кроме всего прочего, что эти стихи находятся в практической части Ефесянам. Крещение это не просто доктрина, которую нам надо исследовать и понимать, но это духовная реальность, которая проявляется в практике. Одним крещением мы соединены с верующими в познании и служении нашему Одному Господу. Так крещение здесь связано с Господом, с Тем, Кому мы должны служить (Кол.3:24).
Контекст в Ефесянам не оставляет повода для сомнений, что “одно крещение” включает в себя действие Христа, связывающее верующих в Его Тело, дающее возможность им участвовать в поклонении и служении этого тела. Именно крещение духом давало доступ в Тело Христа, описываемого в 1Кор. Может ли быть иначе в послании к Ефесянам?
Существует следующее мнение:
“То, что Еф.4 говорит о действии погружения (крещения) Духа подтверждено тем, что в нем описаны реалии, которые составляют единство, характеризующее всех христиан. Все они имеют одного Господа, одну веру, все соединены в одно тело одним действием, актом — крещением Святого Духа”.
Здесь имеется важная неточность. В Слове нет оснований говорить, что Святой Дух сам кого-либо крестит. Это на самом деле не может делать никто, кроме Христа (Мк.1:8). Он крестит с помощью духа в Тело Свое (1Кор.12:13). Поэтому крещение, упоминаемое в Послании к Ефесянам, — также крещение с помощью Святого духа, а не крещение Святого Духа.
Те, кто придерживаются вышеупомянутого мнения, хотя и признают, что в 4-ой главе Еф. не имеется в виду водное крещение, все же говорят, что этим фактом Апостол не отрицает водное крещение.
Читателю представляется возможность самому рассудить, что предполагает фраза “одно крещение”, может ли их быть два, а также над тем, есть ли основание в Ефесянам на то, что второе крещение должно быть в практике этого послания. Причем он должен задуматься могут ли быть два тела, два духа и два Бога и Отца. Мы знаем, однако, что существуют различные надежды. Но в послании к Ефесянам Нам говориться о конкретной “одной надежде нашего призвания”. Поэтому двух “надежд нашего призвания” не может быть (Еф.1:18 и параллельное с ним Кол.1:5.27) — это противоречие.
Быть исполненными Духа
“И не упивайтесь вином, от которого распутство, но будьте исполнены Духа, назидая друг друга псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу” (Еф.5:18).
Повеление pleurosthe en pneumati — "исполняться Духом" — не встречается больше ни в одном другом месте Нового Завета.
Встречаются примеры, когда после этого глагола (“исполняться”) средство, которым должно “исполняться” стоит в Р.п., как это в Дн.13:53:
“Ученики были исполнены радостью и Святым Духом”
Рим.15:13 “Бог же надежды да исполнит вас радостью и миром”
“Тим.1:4: “Чтобы мне исполниться радостью”
Иногда средство стоит в Дативе, как в:
Дн.2:40 “Исполненный мудрости”
Рим.1:29: “Исполнены они всякой неправды и т.д.”
2Кор.7:4 “Я исполнен утешением”
Или в Accusative (Аккузативе)
“Фил.1:11: “исполнены плодов праведности”
Кол.1:9: "исполнились познания воли Его"
Или с предлогом “ek” (из):
Ин.12:13 “наполнился (ек) благоуханием”.
Значение слов в Еф.5 либо может быть “исполнены в духе”, либо, вероятнее всего, “исполнятся (en — через /духа/) Духом”. Пример употребления предлога “en” (который означает средства чего-либо), который стоит после этого глагола можно найти в греческом переводе 1Цар.8:15 цитата
Это повеление из Еф.5 правильно переведено “исполняться (с помощью или) Духом”. Важно, кроме того, отметить, что Святой Дух выступает не только как средство, а как Тот, Кто наполняет нас чем-то. Глагол наполнять (plerourosthai) встречается 7 раз в Еф. И Кол. Особенно важны следующие упоминания:
Еф.3:16, 17, 29 цит., Кол 1:9, 2:9 цит.
Итак, качествами, которыми Дух Святой должен наполнять нас являются: сила во внутреннем человеке, любовь Христа, которая превыше всякого разумения, познание Его воли и “духовная мудрости и разумение”. Мы наполняемся постепенно этими качествами для того, чтобы достичь цели, которой еще никто из нас не достиг, поскольку она является сферой вечности — исполниться в меру полноты Божией. Ответ на то, как этого достичь, мы должны увидеть из параллельных мест Еф.5:18 и Кол.3:16:
"И не упивайтесь вином, от которого распутство, но будьте исполнены Духа"
"Слово Христово да живет в вас обильно, когда вы во всякой премудрости учите и вразумляете друг друга псалмами, славословиями, песнями духовными, в благодати поя в сердцах ваших Богу".
Очень важно отметить, что в Еф.5:18 “исполниться Духом” является заменой: “исполнятся духом” (период Деяний). Истолковать это можно так, что Пятидесятническое излияние здесь заменено тем, что повседневно необходимо в нашем домоуправлении в жизни каждого верующего. Исполнение духом заменилось исполнением Духом.
Погребены с Ним в крещении
“В Нем вы и обрезаны были обрезанием нерукотворенным в совлечении тела плоти, обрезанием Христовым, погребенные с Ним в крещении, в котором вы и воздвигнуты были с Ним чрез веру в действие Бога, воздвигшего Его из мертвых” (Кол.2:12).
Буквальный перевод: “В Нем вы и (en ho kai) были обрезаны обрезанием нерукотворным через совлечение тела плоти в обрезании Христа, будучи (со)погребены с Ним в крещении; в Котором вы и были (en ho kai) воздвигнуты через веру — в действие Бога, который воздвигнул Его из мертвых”.
Заметьте, что слова en ho kai относятся в первом случае ко Христу, а во втором к крещению. Именно через отождествление со Христом в Его смерти на кресте верующий соединяется с Ним в распятии, погребении и воздвижении через веру в Божию испытанную способность воскрешать из мертвых. Параллель с Рим.6 очевидна:
“Итак, мы были с Ним погребены чрез крещение в смерть, чтобы, как был воздвигнут Христос из мертвых славою Отца, так и мы ходили бы в обновлении жизни” (Рим.6:4)
“Погребенные с Ним в крещении, в котором вы и воздвигнуты были с Ним чрез веру в действие Бога, воздвигшего Его из мертвых” (Кол.2:12).
Обрезание Христово заключено в Его распятии, когда все тело плоти снято как одежда — не так, как в реальном обрезании — небольшая часть. Обрезание дано верующим через погребения с Ним в крещении.
В этом крещении также мы воздвигнуты со Христом через веру в Божию несомненную силу, проявившуюся в воскресении Иисуса из могилы.
Крещение в Кол.2 и Еф. 4 являются одним и тем же, т.к. абсурдно думать, что в двух тесно связанных по содержанию, времени и контексту, параллельных посланиях упоминаются два разных крещения. И Павел не может противоречить сам себе, начав учить, что есть другое крещение, едва заявив, что существует только одно. Это крещение по-другому можно назвать крещение в смерть Христа (Рим.6, Кол.2), облачение в жизнь Христа (Гал.3), и крещение единства в тело Христа (1Кор.12., Е.ф.4). Но какой бы не подразумевался аспект из этих перечисленных выше, это все же одно крещение посредством духа, тоже одного (1Кор.12, Еф.4) и цель у него Христос и смерть Христа, и тело Христа (Рим.6:3, 1Кор.12:13).
Это то же крещение, что было в период Деяний, когда дух был излит на крещенных верующих и некрещеных верующих из язычников (Корнилий и его дом); которое также предсказывал Иоанн Креститель, указывая на Того, кто будет крестить духом. Цель должна быть также одинакова: дать новую жизнь, дух, верующему во Христе и снабдить его, подготовить его к служению — как со знамениями, так и без них. Мы можем тут для себя отметить, что, хотя мы и продвинулись далеко от Мессианского крещения (Израиля) в дух и огонь, все же (кроме аспекта суда) условия остаются те же самые. Один и тот же Производящий (крещение) одно и то же средство, одни и те же цели: духовная жизнь и сила для служения.
Аппендикс
Крещение для мертвых
“Потому что, иначе, что будут делать те, которые принимают крещение за мертвых? Если мертвые вообще не восстают, почему же принимают крещение за них?” (1Кор.15:29-30).
Смысловой перевод:
“ Иначе что делают те, кто крестится для мертвых, если мертвые в действительности не воскресают, почему же принимают крещение от имени их”.
Этому стиху уделено особое внимание, т.к. он не имеет прямого отношения к нашей теме. Этот стих пытались многие истолковать, и как раз этим он и известен, ведь стихи выглядят достаточно загадочными. Поэтому в исследовании такой темы, как крещение, нельзя его обойти. Проблема не в том, что в Коринфской церкви могли происходить какие-то необычные обряды или действия, т.к. необычного там было предостаточно. Проблема в том, что, не осудив такое отклонение (если оно является таковым), Павел утвердил его. Однако нет ни одного свидетельства, что такая практика крещения для мертвых существовала в раннее время. И многие толкователи считают, что она относится к позднему периоду и не имеет основания в Новом Завете.
Наиболее вероятное предположение сделал первым Иоанн Соломон Сульер в 1770 г. Однако, его опроверг Нейндрих (авторитетный толкователь того времени) в 1825 г. Однако опроверг настолько авторитетно, что эта проблема никогда уже не всплывала на протяжении 75 лет. Далее она снова была взята и развита Хьютонном и Буллинжером.
1Кор.15:29-30 как отмечает Буллинжер и является продолжением серии аргументов в пользу воскресения следующих за вводной частью. Некоторые Коринфские христиане пытались опровергать воскресение из мертвых. Аргументом Павла была неразделимость воскресения мертвых и воскресения Христа. Павел говорил, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес (13 ст.), а если он не воскрес, то последствия являются страшными. Проповедь Евангелия является пустой, вера тщетной (14). Все апостолы являются лжецами (15), а верные — все еще во грехах (17ст.). Далее из этого Апостол делает двойной вывод: мертвые во Христе погибли (18), а живущие несчастнее всех человеков. Здравым толкованием 1Кор.15:29-32 можно считать лейтмотив всей главы: если нет Воскресения, то глупо собираться и креститься (29), глупо бороться со зверями, подвергать себя, например, Павлу, опасностям. Но с другой стороны, если оно есть, то именно оно является самым нужным и важным для человека событием. Нет оснований разделять 29 и 30 стихи и говорить, что Павел подтверждает не предыдущее, а последующее.
Многие пытались правильно перевести этот отрывок. Но, чтобы достичь верного понимания необходимо, прежде всего, знать, что
1) hoi nekroi (мертвые) означает мертвые вообще или просто тело мертвого;
2) что huper имеет большое количество значений. Вот, что пишет Буллинжер: “как русское “для” оно означает интересующий предмет, а не просто предмет и несколько отличается по значению от действительного замещения.
Учитывая эти две особенности, мы можем прийти к следующему варианту перевода:
“И что же добиваются те, кто крестились? (Это только служит) для (пользы) мертвых (huper ton necron)? Если мертвые (necroi) не воскресают! Зачем же они тогда крестились для них (huper aton)?
Это исправление, по крайней мере, Германии дает, хотя бы некоторое движение в понимании среди изучающих слово. Эта новая версия упоминается в сносках Несла Аленда и в версиях греческого подлинника (24 издание). Однако оно пропускается почти всеми современными комментаторами, как это было и с древними комментаторами.
Ч. Озанн .Крещение