(санскр. «pretas» «ушедший», тиб. Йидак, яп. «Гаки») — голодные духи, обитатели одной из трех несчастливых сфер существования в символике Колеса Бытия. Состояние голодных духов описывается как неутолимый голод и жажда.В буддийском представлении обусловленное восприятие сансары порождает шесть миров, или иными словами «шесть путей перерождений». Поэтому их иногда называют «шестью путями страданий», «шестью уровнями», «шестью низшими реальностями-локами»: мир богов Дэвов — дэвалока мир демонов и/или полубогов Асуров мир людей мир животных мир голодных духов Претов — преталока мир адских существ Нараков — наракалока
Воплощение в том или ином мире зависит от деяний (кармы). В каждом из них существование различно по качеству, лучше всего чувствуют себя боги, хуже всех — обитатели адов. Мир претов (голодных духов) называется преталока, он связан с острой жаждой, которую невозможно насытить или удовлетворить. Голодные духи не могут насладиться едой или питьём, их изображают как уродливых существ с тонкой шеей, через которую они не могут пропустить пищу. Преты -существа, чья жизнь в прошлом была наполнена завистью, отказом помогать другим, жадностью. Множество подобных поступков, обусловленных определенным состоянием ума, приводят к рождению в преталоке. Там существа должны исправить свою карму, забытые своими родственниками, постоянно испытывая голод и жажду. Эти муки длятся до тех пор, пока впечатления в уме не исчерпают сами себя.
Голодные духи постоянно хотят есть; естественно, вечно находясь во власти сильных желаний, они не могут практиковать Учение Будды — Буддадхарму. В буддийском представлении существование в каждой их «лок»- миров длится не вечно. Существа пребывают там до тех пор, пока не очистятся впечатления их негативной кармы, а после этого они перерождаются в лучших условиях. Появлению буддийского представления о голодных духах-Претах предшествовало существовавшее задолго до буддизма древнеиндийское верование из ведийской и индуистской мифологии, что духи умерших, в течение некоторого периода после смерти (от нескольких недель до года) остаются жить среди людей. За это время родственникам необходимо совершить определённый ритуал (сапиндикарану), чтобы преты не стали бхутами, демонами из свиты Шивы, но соединились с умершими предками, пребывающими на третьем небе в небесном царстве.
В народных индийских суевериях преты часто отождествляются с бхутами и рассматриваются как существа, враждебные людям. Преталока — один из наиболее несчасливых сегментов Колеса Существования, хуже приходится только обитателям адов, чьи впечатления в уме были переполнены гневом. При этом все шесть миров в целом сопряжены со страданиями разного рода, и, описывая их, буддийские авторы в первую очередь обращают внимание на ущербность того или иного мира и ущербность сансары в целом. Различные школы буддизма допускают небольшие расхождения в описаниях лок. Некоторые школы используют Пять миров, исключая мир асуров, который соединяется либо с миром богав, либо с преталокой. Некоторые школы ставят мир асуров на ступень выше мира людей, а некоторые — ниже. Асуры были специально выделены в отдельный мир ламой Цонкапой.
Все эти миры, или «локи» — соотносимы с определенными состояниями сознания, которые изменяются от одного мира к другому. Человек способен почувствовать их вкус в течение одной жизни: наслаждение, обусловленное счастье — мир богов, властность, зависть, ревность — мир асуров, неведение, следование сиюминутным потребностям — мир животных; страсть и жажда — мир претов; гнев, агрессия — мир адов. Только люди отличаются возможностью принимать решение практиковать Дхарму и меняться сознательно. То, что человеческая жизнь — драгоценная возможность — одно из важнейших положений буддизма. Смысл этого утверждения в том, что все другие состояния не способны сознательно меняться и крутятся в сансаре в плену своих желаний и внешних обстоятельств. Даже боги пребывают в постоянном наслаждении и не способны на деяния, которые выведут их из круговорота сансары. С этой точки зрения человеческое перерождение очень ценно.
В Японии часто понятие «прет», по-японски «гак» используют, для обозначение бедных и несчастных людей. Существует широко распространенное высказывание: «Даже гаки составляют множество», означающее: как бы ни были эти люди бедны или несчастны, собравшись толпой, создав множество, они — сила, заслуживающая уважения. Среди представителей низших классов в Японии обычное явление – называть увечного или жадного человека «гаки».
Другое часто встречающееся японское выражение: Для глаз гаки вода невидима. Дело в том, что некоторые источники утверждают, что преты, из-за своих проступков в прошлых жизнях сильнее всего страдающие от жажды, не способны видеть воду. Эту поговорку используют, говоря о людях, которые слишком порочны или глупы, чтобы постичь духовную истину, распознать мудрость и черпать вдохновение в Дхарме.