университет Shippensburg
Концепции и идеи, приведенные ниже, многие буддисты воспринимают как мифологию. Однако,
1) эти идеи можно найти даже в самых сложных буддийских текстах
2) те, кто серьезно занимается буддийской практикой (таких, к сожалению, немного), имеют общирный опыт миров, описываемых ниже.
Людям Запада сложнее привыкнуть к этим понятиям, чем жителям Востока, выросшим среди них. Однако, если ненамного задуматься, то можно обнаружить, что у нас на Западе существуют очень похожие идеи и пользуемся мы ими аналогичным образом. Небеса и Ад, Духи и Ангелы, троица, святые… Принимаем ли мы их буквально или нет, они — это часть историй, рассказывемых нами.
Следуя традициям своих индийских предков, буддисты видели Вселенную бесконечной во времени и пространстве, наполненной бесчисленным множеством миров, подобных нашему.
Помимо нашего обычного мира, существует еще два: мир форм, rupa-dhatu ( в индуизме — астральный мир) и даже более высокий мир без форм, arupa-dhatu (в индуизме — Каузальный мир). Также существует мир страстей, kama-dhatu (в индуизме/йоге — Мир Явлений, или Феноменальный Мир), который состоит из шести частей, каждая из которых населена характерными для нее существами:
1. Deva — Дэвы (небожители, боги)
2. Asura — Асуры или титаны (или ревнивые боги, полубоги)
3. Manusya — люди
4. Tiryak — животные
5. Preta — преты, или ненасытные духи, голодные духи, низшие духи
6. Naraka — демоны, или обитатели ада
Итак, всю Вселенную можно подразделить на четыре мира, а именно: мир страстей, мир форм, мир без форм и мир великого полного разрушения пагубных желаний (Маха Нирвана).
Мир страстей, включающий в себя и тот мир, в котором мы живём сейчас, — это мир, состоящий из грубой субстанции, где "доминирует" (больше всего влияет на объекты этого мира) тепло.
Мир форм — это мир, состоящий из тонкой субстанции, где доминирует звук. Этот мир разделён на две части: верхний мир форм и нижний мир форм. нижний мир форм перекрывается с миром страстей. — это означает, что данные миры связаны между собой.
Мир без форм — это мир информации, где доминирует Свет. Он разделён на три части: верхний мир без форм, средний мир без форм и нижний мир без форм. Среди этих трёх миров нижний мир без форм перекрывается с миром страстей и нижним миром форм. средний мир без форм перекрывается с верхним миром форм. Верхний мир без форм не перекрывается с другими мирами. Чем выше подняться в этом мире, тем сильнее станет прозрачный Свет. Свет существует в виде информации.
По мере продвижения по мирам снизу вверх плотность населения существ в этих мирах становится меньше.
Следует отметить, что в практике нетантрических направлений буддизма основное внимание направлено на развитие зрелости души, а второстепенное на развитие энергетического уровня человека. Вот почему практикующие буддизм не получают опыта Нижнего мира форм и нижнего и среднего миров без форм. А в йоге большее внимание уделяется именно развитию энергетического уровня, а не созреванию души. Поэтому практикующие учение йоги получают опыт именно миров нижнего мира форм и нижнего и среднего миров без форм.
Понятие Сансара иногда распространияется на шесть миров мира страстей, иногда все миры кроме абсолютного мира (Нирвана или Маха Нирвана). Обитатели трех миров (страстей, форм и без форм) ведут несовершенное существование и подвержены Закону Кармы.
Время в буддийской космологии измеряется кальпами. Изначально считалось, что кальпа длится 4320000 лет. Последователи буддизма расширили это понятие такой метафорой: если скалу кубической формы со строной 1600 метров тереть куском шелка раз в сто лет, то кальпа не кончится и тогда, когда скала изотрется. В течение кальпы мир создается, существует и разрушается, за этим следует период пустоты. Затем все повторяется.
Вот некоторые пресонажи, о которых следует иметь представление, если Вы читаете тексты, так или иначе связанные с буддизмом:
Брахма — король одного из Миров Небес, в Верхнем Мире Форм.
Индра — король одного из небес мира страстей
Праджня — богиня мудрости
Мара — небожитель, связанный со смертью и помехами к Просветлению (дъявол). Это он искушал Будду под деревом Бодхи.
Яма — небожитель, который управляет перерождением. Живет на третьих небесах мира страстей (см. на рисунке).
Наги — великие змеи, или драконы, или водяные создания. Их король защищал Будду от бури.
Гандарвы — ангельские создания, которые услаждают небожителей музыкой.
В Махаяне и особенно Ваджраяне идеи Будды и его учения включены в более проработанную систему, которая называется Трикая, или три тела Будды.
1. Нирманакая — земные Будды ( и Бодхисаттвы), часто персонифицируются как Сиддхартха Гаутама. В Тибете — это мастер, намеренно переродившийся в Мире людей.
2. Самбхогакая — будды на своих небесах, результат накопленной добродетели (Заслуг). В Тибетском буддизме это указывает на средства достижения Дхармакая, т.е. способности медитации на разнообразных визуализациях божеств (называемых йидамами), являющихся архетипными символами различных качеств просветления.
3 Дхармакая — учения Будды, истинная природа Будды, являющаяся всем. Сознание Будды, или Шуньята.
В Тибете все это может соотвтетсвовать телу, речи и мыслям Учителя. Они могут, соответственно, быть представленными мудрами, мантрами и мандалами.