Устав православного монастыря глазами буддиста
Рассмотрим вначале Устав Крестовоздвижничевского монастыря, сопоставляя его с Учением Будды.
1. Устроение монашеской жизни основывается научении Священного Писания и Святых Отцов Церкви, а также на врожденном человеку стремлении духа путем самоотвержения достигать совершенства.
Люди страдают из-за того, что любят себя, и когда Вы откажетесь от себя, тогда найдете яркое, сверкающее "Я".
Поэтому практика бодхисаттвы — это практика отбрасывания себя. Другими словами, отбрасывание себя — это практика, чтобы превзойти самое важное — себя. И можно сказать, что именно превзойдение себя — это начало беспристрастности. С обратной стороны беспристрастности уже включены любовь, сострадание и восхваление всех добрых поступков.
2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного и послушание.
Хорошо, а с чем нужно сливаться? В некоторых случаях нужно проводить слияние с гуру. И тогда произойдет полное слияние с информацией гуру и Вы станете способны умело обращаться с информацией, которой обладает гуру.
Утихомирить, усмирить мирские желания и осуществить большее слияние, тождество с Гуру, с Тремя Драгоценностями — только это является целью духовной практики, и нет у нее другой цели, кроме этой.
Изначально основой этой системы практики является Бхакти-Иога, центральная часть которой- это полная преданность, полное самопожертвование, совершенное Служение. Что такое Бxакти-Йога? Если, например, существует Победитель в Истине, -слияние, объединение с ним
3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, девство высшего нравственного совершенства.
Если Вы соблюдаете заповеди, то дорога, по которой Вы идете, приведет вас только на Небеса.
Не имеет значения, как велик сосуд, — если на дне есть отверстие, он будет бесполезен. Точно так же неважно, насколько большие Заслуги накоплены нами: но если мы щадим наши желания, Заслуги уйдут, если мы не будем продолжать их накапливать.
Соблюдение Заповедей остановит утечку Заслуг, увеличит Заслуги души и речи, сосуд больше не будет протекать и станет еще больше.
4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть в оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не довольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых:
"Аще хощеши совершен быта, иди продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди в след Мене" (Мф. 19,21).
Естественно, что чем полнее прервано мирское желание, связанное с едой, и, к тому же, так как среди заповедей существует так называемая заповедь воздержания от страстей, — чем в большей степени прервано мирское желание полового характера, тем больше облегчается контакт с высшими мирами, что и ставилось в общине целью.
И насколько возможно, беречь вещи. Можно обойтись определенными вещами. Вы знаете слова "мешок Дзуда". Вы знали, что этот мешок пришел из практики Дзуда? Практикующий не имел вещей более, чем входило в этот мешок. Этот мешок пришел из буддийских мест. Таким образом, вам надо пересмотреть, сколько у вас вещей и как Вы живете.
5. Девство состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, дозволяемого в жизни супружеской, а также в постоянном хранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий.
Если вы, например, стали способны совершенно свободно управлять сексуальной энергией, влечением к еде, можете считать:
"Наконец-то, я способен переродиться на Святых Небесах".
6. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполнят послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя.
Между тем, смотря на этот раз с вашей стороны, что же нужно делать, чтобы как можно быстрее достичь? Ничего не требовать. В совершенстве выполнять то, что было дано.
Например, некий практикующий способен на совершенную приверженность гуру. Способность быть приверженным означает на 100% выполнять то, что говорит гуру. Смысл здесь в том, чтобы это было не 120 и не 80%. То есть, выполнять все на 100% . Например, если Гуру сказал: "Изо всех сил делай Простирания", — то что бы ни случилось: пожар или еще что-нибудь, — он будет изо всех сил делать Простирания. Если это такой практикующий, то не пройдет и недели, как он должен будет достичь заметных результатов. Если ему сказали: "Не ленись", — то как бы ему ни было трудно, даже если появляется головокружение, возникает состояние, похожее на малокровие, болит поясница, болят ноги, даже если он, падая, теряет сознание, он все равно изо всех сил занимается практикой.
35. Никакое звание и никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество (в соответствии с 43-м правилом Шестого Вселенского собора).
Возможно, например, перед тем, как прийти к Дхарме, кто-то занимался грабежами, кто-то, возможно, проституцией, кто-то был убийцей, кто-то, возможно, был большим лгуном. Но подобные вещи не важны. А важно вот что: чтобы Вы вступили на путь духовной практики и на этом пути обладали сознанием, стремящимся к Истине.
46. Новоначальный должен всемерно стараться, оставляя светские привычки, проникаться духом монастырской жизни, помня наставление св. Василия Великого к начинающим инокам: "Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушливым к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью" (Поучение на 1 января к ученикам философа Ливания).
Подходит ли моя работа души для практикующего? Не иду ли я по дороге перерождения в Трех Скверных Мирах? Не много ли я возомнил о себе в этом маленьком мире? И мои слова — не слова ли, приносящие вред друзьям оп Закону? Поддерживаю ли я окружающих в состоянии практиковать? Не распространяю ли я слов, делающих сознание окружающих людей негативным? Ежедневно думать о подобном и, наоборот, практиковать, желая, чтобы все люди стремились к практике, желать, чтобы все души освободились от мира страданий.
И если обет Большой Колесницы реален, то естественно, не будет завершения Махаяна-Йоги до тех пор, пока все души не войдут в Маха Нирвану. И для продолжения этой практики — ежедневное сознание скромности, ежедневный настрой приносить пользу другим, сознание, ежедневно думающее о страданиях всех душ, и сознание, непрерывно думающее о том, что есть причина и результат страдания.
59. Настоятель и Духовник монастыря наблюдает, чтобы вся братия очищали совесть свою таинством покаяния и причащались Святых Тайн во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по их душевному состоянию, и чаще, и особенно — священнослужители перед вступлением в чреду священнослужения.
Итак, что нужно сделать, чтобы стать истинным святым и суметь привести все души в мир подлинного блаженства? Прежде всего, для этого нужно отбросить весь без исключения свой нынешний опыт или же уровень. "Отбросить" означает вести по отношению к нему Исповедь-Раскаяние. Что значит Исповедь-Раскаяние? Это значит непрерывно кротко и сдержанно принимать тот опыт, что получаешь сам, свою духовную практику, различные стороны своего характера, свою практическую деятельность, свое превосходство перед остальными. А также постоянно думать, что пока еще всего этого недостаточно. Кроме того, постоянно исповедоваться и раскаиваться в своих мыслях, словах и поступках, постоянно источать доброту по отношению к другим.
Так как нельзя оставлять как есть загрязнения души, Вы жертвуете и раскаиваетесь в том, о чем Вы действительно сожалеете в своем сердце, что действительно загрязняет вашу душу и мешает ей. И Гуру забирает это у вас.
60. Ради духовного преуспевания каждый насельник обители должен почитать священною обязанностью ежедневное чтение Священного Писания, а также творений Святых Отцов и иной душеполезной литературы, находя в ней духовную пищу и духовное утешение.
Другими словами, вторая практика — фиксация памяти и становление овладевающим знаниями — это то же самое, что и формирование Правильного Взгляда, который составляет первую практику Восьмеричного Святого Пути.
Второе — не иметь неправильной точки зрения или ошибочной точки зрения, но продолжать Фиксацию Памяти на истинной информации. Польза, которую мы можем получить от Фиксации Памяти, заключается в том, что мы можем укрепить Учение Будд в себе на равных с ошибочным взглядом, который развивался у нас в течение долгого времени.
Всего в монастырском уставе 104 пункта. Многие посвящены дисциплине, освещены меры наказания за ее нарушение. В пунктах, касающихся келейного пребывания расписаны занятия, которыми дозволено заниматься в кельях в "свободное время". Причем список полезной литературы строго определен.
О чем же говорится в книгах, рекомендованных для чтения православным монахам? Приведем примеры, сопроводив некоторые из них созвучными цитатами из Учения.
"С чего начинается монашество? При постриге в монашеский ангельский лик первый вопрос игумена постригаемому — "зачем пришел, брат, припадая к святому Жертвеннику и святой дружине сей?", и первое слово пришедшего стать иноком — "для удаления от мира, честной отец". (Так отвечают при постриге в Грузинской Церкви, в Русской Церкви произносится ответ: "Желая жития постнического, честный отче".) Вот какое это начало! Без этого начала, без этого краеугольного камня монашества быть не может, без этого удаления — решительного, глубокого, внутреннего — оно останется только актерством, только позой, только "разукрашенным гробом", скрывающим в себе смердящий прах."
("О Монашестве" Архимандрита Лазаря)
Важно, например, когда в человеке присутствуют чувства и эмоции, мирские желания, — может ли он совершить уход-отдаление от этих мирских желаний и жить, направляясь к личному совершенству.
Вот несколько слов святых отцов об удалении от мира и о значении этого удаления для ищущих Бога:
Исаак Сирин:
"Без удаления от мира никто не может приблизиться к Богу. Удалением же называю не переселение телом, но устранение от мирских дел. Добродетель удаления от мира состоит в том, чтобы не занимать ума своего миром".
"В какой мере человек будет пренебрегать миром сим и ревновать о страхе Божием, в такой приближается к нему Промысл Божий".
"Если кто добровольно лишает себя мирских благ, то в какой мере лишается от их, в такой же сопровождает его Божие милосердие и поддерживает человеколюбие Божие".
"Разреши прежде всякий в себе внешний союз и тогда возможешь быть сердцем в союзе с Богом; потому что единению с Богом предшествует отрешение от вещества. Хлеб дается в пишу младенцу поле того, как откормлен он молоком; и человек, который намерен преуспевать в Божественном, желает прежде устранить себя от мира: как младенцев от объятий и сосцев матерних".
Таким образом, если Вы стремитесь получить стопроцентный результат с помощью медитации единения, то вам необходима сила света и еще одно: незамутненность информации. Предположим, что есть красная бумага, и если мы покрасим ее зеленой краской, какого цвета она станет? Предположим, что суть — зеленая. И, к тому же, мы покрасили красную бумагу зеленым. Тогда, естественно, мы предположим, что свет, находящийся за красным цветом, будет сильным. Какой будет цвет?
Вот и получается, например, я слился с гуру, а результатов нет; я слился с богом, а результатов нет.
А что будет, если примешать к красному голубой? Фиолетовый. Но это тоже не голубой. А что получится, если смешать желтый с красным? Оранжевый, и это тоже не желтый. Другими словами, пока первоначальная информация не вычищена полностью, единения в подлинном смысле не будет.
"Приходящие к сему подвигу должны всего отречься, все презреть, всему посмеяться, все отвергнуть, чтобы положить им твердое основание". "Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени, и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств".
Еще одно — это отдалиться от тех элементов физического тела, элементов чувств, которыми мы обладаем, от того, что формирует душу, отдалиться и превзойти — вот что важнее
"Монах есть тот, кто, скорбя и болезнуя душою, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне, и во бдении".
Человек умрет, непременно умрет, обязательно умрет; смерть неизбежна. Если большое количество подобной информации содержится в нашем Астральном Мире, мы сможем получить большую пользу в период смерти и перевоплощения, поскольку процесс трансмиграции идет от Астрального Мира к Миру Явлений. Однако, знания, связанные только с Миром Явлений, могут исчезнуть в момент смерти.