Вообще-то, тех, кто считает, что этот мир доставляет наслаждения, нельзя назвать стремящимися к занятиям духовной практикой. Они пока не достигли предельной точки. Можно сказать, что они находятся на пути к ней. Он приведет их к началу духовной практики тогда, когда они станут ощущать страдания.
Для того чтобы понять это, вам необходимо узнать, каким образом наше Истинное Эго (истинная сущность, семя Будды, Атман) теряет свое подлинное состояние. Истинное Эго сложно описать, но это то, что действительно является нашей сущностью. Если оно соединяется с волей и представлениями, то превращается в то, что мы называем душой.
На Истинное Эго влияют Три Гуны (энергии), а именно: Заслуга(саттва), Порок(тамас) и Действие(раджас). Под влиянием Трех Гун Истинное Эго теряет свое подлинное состояние и захватывается иллюзиями. Человек, охваченный ими и пока лишь идущий по пути к началу духовной практики, полагает, что этот мир — мир удовольствия. Он считает также, что этот мир абсолютен.
Однако, когда человек доходит до предельной точки этого пути, он начинает испытывать страдания. С болезненной остротой он начинает ощущать страдания, которые дает рождение в этом мире, и бессмысленность этого рождения. Таким образом, его Истинное Эго начинает осознавать это только в результате приобретения различного опыта.
Рассмотрим, к примеру, апельсин. Предположим, человек ест его впервые и думает: "О, какой вкусный, оказывается, апельсин!" В первый раз апельсин покажется ему вкусным, но что будет, если он съест пять, десять, двадцать или тридцать апельсинов за один день? Что, если он будет делать так каждый день?
В процессе получения опыта любого рода рано или поздно непременно приходит пресыщение. Так происходит и с любовью, и с положением в обществе, славой, деньгами и т.п. Чем сильнее переживания человека, чем больше у него опыта, тем быстрее он устает от этого мира.
Так происходит потому, что при получении желанных ранее объектов в какой-то момент подсознание перестает удовлетворяться. В конце концов, человек начинает думать, что этот мир полон страданий, что этот мир — не более чем иллюзия.
С этого момента он задумывается над тем, как избежать этого мира, приносящего страдания, он начинает искать лучшие способы осуществления этой идеи и затем приходит к желанию освобождения своей души посредством духовной практики. Так человек начинает заниматься духовной практикой.
Когда человек желает освобождения души, возникает следующая проблема: непонятно, как узнать способ освобождения. Для этого необходимо обладать ощущением того, что душа и физическое тело — не одно и то же. Далее, необходимо понять, что наша душа отлична от мира снов и Астрального мира, и, наконец, необходимо осознать, что мысли — это не душа.
Существует два способа осознания этого: теоретический и эмпирический. Необходимо использовать оба способа. Познание посредством опыта — это Освобождение. Логическое познание — это Просветление. Каким образом можно достичь Освобождения и Просветления?
Представим себе глупого и человека мудрого человека. Предположим, глупый человек купил апельсин. Он пробует его, апельсин нравится ему. На следующий день он покупает уже два, затем три, четыре апельсина и ест их, пока не насытится. Апельсины перестают казаться ему вкусными. Затем он пробует яблоко. Он ест яблоки, пока они не надоедят ему. Затем он приступает к бананам. С бананами происходит то же самое. Очевидно, что человеку, который повторяет это раз за разом и ничему не учится, потребуется много времени для достижения Освобождения и Просветления.
Как поступит мудрый человек? Когда он пресытится апельсинами, он подумает: "Почему я пресытился апельсинами?", "Сейчас я чувствую, что мне хочется съесть яблоко, но, возможно, и яблоки надоедят мне". Тогда он решает: "Я постараюсь насколько возможно объективно проследить за изменениями моей души, когда буду есть яблоки".
Наконец, он приходит к пониманию того, как изменяется его душа по мере поглощения яблок. В результате, отведав лишь апельсины и яблоки, он приобретает достаточный опыт, чтобы понять, когда наступает пресыщение. Благодаря тому, что он получил опыт пресыщения, он не переходит к бананам. Он не нуждается в этом.
То же самое справедливо и в отношении автомобилей. Возьмем, к примеру, "Роллс-Ройс", "Фольксваген" и "Жигули". Сначала вы водите "Жигули". Если они надоедают вам, вы садитесь в "Фольксваген", а затем в "Роллс-Ройс". Это — тот же самый процесс, что и переход от апельсинов к яблокам, а затем к бананам. То же справедливо и в отношении любви. Любовные отношения с девушкой А, затем с девушкой Б, а затем с девушкой В — в точности то же самое.
Если понять движения нашей души в случае с апельсинами, мы не впадем в заблуждение в случае с автомобилями или с лицами противоположного пола. В это время естественным образом приходит Просветление. Вы, наверное, удивлены тем, здесь появляется термин "просветление". Возможно, вам кажется, что апельсин, автомобиль и Просветление — несовместимые понятия. Просветление — это состояние, в котором вы можете объективно наблюдать и понимать как движения своей души, так и путь, по которому ваше Истинное Эго погружается во тьму.
Чтобы достичь Просветления, вам необходимо практиковать Джняна-йогу. Ее также называют йогой анализа, или йогой философии. Если вы достигаете Просветления, то сможете способны понять, что следует делать дальше и что представляет собой эта жизнь.
Когда это произойдет, вы потеряете интерес к деньгам. Конечно же, вам будет необходимо некоторое количество денег для жизни, но они больше не станут оказывать столь значительного влияния на вашу жизнь. Даже если кто-то носит костюм за две тысячи долларов, а на вас лишь тренировочная форма за тридцать долларов, вас это не будет волновать. Даже если у кого-то есть шикарная машина, а вы водите "Москвич", для вас это не будет проблемой. Если кто-то прогуливается с красивой девушкой, а девушка рядом с вами не столь красива, то для вас это не будет поводом для беспокойства.
Все это потому, что вы осознаете более серьезные вещи: как жить каждый день наполненной жизнью, как направить жизнь в сторону Абсолютной свободы, Абсолютного счастья и Абсолютной радости, чего в действительности хочет ваше Истинное Эго. Шаг за шагом вы постепенно сфокусируете свое внимание на этих вещах и начнете практику ради Освобождения.
Путь к Освобождению лежит через достижение Просветления. Это означает, что настоящая практика для достижения Освобождения может начаться только после достижения Просветления, так как лишь Пробудившийся к Истине способен полностью посвятить себя практике. Достигший Просветления никогда не потерпит здесь неудачу. Для него не существует ничего, кроме духовной практики. Таким образом, он действительно способен достичь Освобождения.
Вот почему необходимо уделять много внимания Джняна-йоге. Если не достичь Просветления с помощью Джняна-йоги, возможна неудача и прекращение практики. Подобные примеры встречаются.
Например, был один практикующий, который находился под влиянием учения своего прежнего учителя: "никаких фиксированных идей", то есть, человек не должен придерживаться никаких устойчивых представлений.
В результате у него была фиксированная идея о том, что человеку не следует иметь никаких фиксированных идей. Практикующим следует практиковать медитации и практику бескорыстного служения. Они должны также соблюдать строгие заповеди. Однако Р. утверждал: "В запрете мужчине и женщине вместе принимать ванну нет ничего, кроме фиксированной идеи".
Р. злоупотребил фиксированной идеей "никаких фиксированных идей". С ее помощью он захотел удовлетворить свое сексуальное желание. Он втянул в это двух девушек и двух молодых людей. В результате две пары имели сексуальные отношения. В конце концов только двое из них вернулись на верный путь.
Таким образом, даже занимающиеся духовной практикой могут легко сбиться с пути, если они не достигли Просветления. Что же касается тех двоих, которые оказались вовлечены в эту историю и вернулись на путь Истины, то их возвращение стало возможным только благодаря наличию сильной веры.
Поэтому, храните свою веру в Гуру или Всевышнего Бога. Если будет вера, вам может быть оказана своевременная помощь на пути к Освобождению.
Далее, Вы достигаете Просветления посредством Джняна-йоги, а затем Освобождения с помощью Кундалини-йоги. Есть еще одна причина, по которой необходима практика Джняна-йоги для достижения Освобождения.
Дело в том, что вы сойдете с ума, практикуя Кундалини-йогу, если не сможете достичь Просветления. Несколько лет назад инструктор йоги в одном из ашрамов сошел с ума и покончил жизнь самоубийством. Энергия Кундалини действительно сильна. Но если вы достигли Просветления посредством Джняна-йоги и способны использовать энергию Кундалини правильным образом, для вас возможность сойти с ума исключается.
Неоспоримое преимущество Джняна-йоги состоит в том, что она позволяет вам понять свое состояние и разрешить проблемы. Предположим, что кто-то думает: "Я страдаю от болезней", "Меня замучили материальные трудности" или "Меня беспокоят проблемы в личной жизни". Им можно сказать: "Обретите здоровье с помощью Джняна-йоги, решите денежные вопросы и будьте счастливы в браке".
На самом деле на здоровье, финансовое положение и личную жизнь непосредственно влияют не Джняна-йога, а Раджа-йога и Кундалини-йога. Однако если нет духовной основы, которая создается посредством практики Джняна-йоги, практикующий уступает мирским страстям и создает плохую карму.
источник: http://spiritual.ru/theory/cel.html