Президент Украинской Федерации Йоги, эзотерик, философ, целитель Андрей Сафронов
Как известно, медитация является одним из древнейших средств воздействия на свою психику. Однако, будучи могучим инструментом духовного развития, медитация может стать и мощным орудием саморазрушения человека. Многотысячелетний покров тайны с одной стороны и восторженно дилетантский подход с другой привели к тому, что лишь сотая доля занимающихся медитативными практиками действительно достигает каких-либо позитивных изменений психики.
Основная причина этого состоит в отсутствии четкого системного подхода к медитациям. Кроме того, зачастую забывается главное: медитация является инструментом, но не целью духовного развития. Для того же, чтоб правильно применить любой инструмент, необходимо знать его назначение, правила эксплуатации, а также иметь четкий план того, что хочется сделать. Именно последнего пункта чаще всего и не хватает при занятиях неопытных учеников. Применение медитации можно сравнить с беспорядочным глотанием таблеток человеком, который знает, что лекарства лечат, но не осведомлен о том, что каждое из них оказывает свое специфическое воздействие на организм.
Справедливости ради необходимо отметить, что существовали и существуют школы, которые используют научный подход к медитативным практикам. Например, придя в тибетский монастырь, ученик получал задание практиковать только одну из 108 классических медитаций, именно ту, которую, по мнению его учителя, наиболее соответствовала бы потребностям психики ученика. Аналогичный подход практикуется и в серьезных йоговских школах. В этой главе мы рассмотрим принципы подбора медитаций и некоторые из медитативных техник, которые могут быть полезны на начальных ступенях занятий йогой.
Психологические аспекты медитации
С психологической точки зрения можно выделить пять главных направлений, которые рассматриваются в качестве составляющих внутренней работы над своей психикой:
1. Актуализация психических процессов.
2. Развитие сознания и самосознания.
3. Очищение подсознания.
4. Распрограммирование сверхсознания.
5. Достижение внутренней целостности.
Рассмотрим подробнее каждое из направлений и его истоки.
Актуализация психических процессов.
Значительный объем информации, которая воспринимается органами чувств, не фиксируется сознанием. Человек смотрит и не видит, слушает и не слышит, ест, но не чувствует вкуса пищи. Главная причина этого состоит в том, что сознание человека большую часть времени не сконцентрировано в "здесь-и-сейчас", а занято решением разных проблем, воспоминанием прошлых образов, договариванием своевременно недоговоренного. Аналогичным образом обстоит ситуация с чувствами, эмоциями и желаниями, которые далеко не всегда бывают осознанными, однако влияют на нашу жизнь, обуславливая наши действия и отношения. Все это, согласно гештальт-подходу, уменьшает количество свободной энергии, которой обладает человек, а вследствие этого — адаптивность к жизненным ситуациям. Выходом из данной проблемы является тренировка человека в пребывании в "здесь-и-сейчас", на уровне как органов восприятия, так и чувственной сферы. Представления о важности актуализации психических процессов возникли уже в древних системах психопрактики. Огромное внимание этому классу техник уделяла тантра. Среди 112 медитаций, описанных в Виджняна Бхайрава тантре, очень многие посвящены именно актуализации.
"Отвори двери чувств. Почувствуй даже ползанье муравья. Тогда придет ЭТО". /Виджняна Бхайрава Тантра/
Актуализация являлась важной составляющей дзена. Так, известна притча о мастере дзен, который снова стал учеником после того, как не смог вспомнить, с какой стороны от зонтика он поставил сандалии, т.е. осознал, что это действие он совершил механически.
Среди современных эзотерических школ наибольшее внимание актуализации уделяли Г. Гурджиев, который заговорил о техниках актуализации даже раньше Ф. Перлза, и Ошо. Одна из наиболее ярких гурджиевских техник — пожалуй, "Стоп -кадр", которая выполняется следующим образом: группе учеников, занимающихся повседневными делами, в самый неожиданный момент подается команда "Стоп", услышав которую, они должны замереть, осознавая положение, в котором их застала команда. В "Оранжевой книге" Ошо описаны следующие актуализирующие техники: "Курительная медитация", "Деавтоматизация" и др. Наиболее полно актуализация психических процессов рассмотрена в гештальт-психологии Ф. Перлза, которая достаточно быстро из психотерапевтической систем превратилась в полуэзотерическую школу. Главная ценность предложенных психотехник состоит в том, что они не только расширяют сознание с помощью актуализации, но и наиболее мягко приучают человека к рефлексии, необходимой для работы на последующих этапах.
Развитие сознания и самосознания.
Последователи современных эзотерических систем придают очень большое значение кристаллизации сознания и развитию самосознания. Это явно коррелирует с возникновением экзистенциальной философии и соответствующими дискурсами. Не исключено также, что соответствующие психопрактики стали актуальными под влиянием соответствующих философских идей. Так, термин "кристаллизация сознания" в оккультную традицию ввел Г. Гурджиев. Этим термином он обозначил формирование в человеке устойчивого внутреннего мира. Известный исследователь творчества Гурджиева, проф. А.Ровнер, отмечал, что некоторые из его идей возникли под влиянием творчества Ницше. Предельно важную, если не центральную, роль играла осознанность в учении Д. Кришнамурти. Очень много эффективных техник, направленных на кристаллизацию сознания, приведены в учениях К. Кастанеды.
Среди техник, которые предлагает К. Кастанеда, следует прежде всего отметить технику "Думание о Смерти". Суть ее состоит в том, чтобы постоянно осознавать, что любой момент нашей жизни, в том числе и текущий, может оказаться последним, поскольку "смерть всегда стоит за левым плечом". Эффект подобной медитации основан на том, что последний момент жизни, когда будущего уже нет, а прошлое не имеет никакой ценности, человек наверняка попытается прожить как можно более полно, а значит, осознанно. Нельзя сказать, чтобы данная техника была принципиально новой. Данная психотехника практически в таком же виде была описана в самурайском кодексе Бушидо. Философское же обоснование такого рода техник содержится в работах Хайдеггера и Сартра. Чрезвычайно эффективными в качестве методов кристаллизации сознания являются предложенные К. Кастанедой упражнения по сталкингу — искусству осознанного действия — например, "Перевоплощение", "Перевоплощение женщиной" и т.д. Эффект этих техник связан с тем, что человек, вынужденный играть непривычную для себя роль, неизбежно должен подключать сознание при совершении каждого шага. Выбор принципиально непривычной, а еще лучше абсолютно не соответствующей всему предшествующему опыту роли дает при благоприятном стечении обстоятельств возможность ощутить свое внутреннее бытие. Говоря о системе Г. Гурджиева, отметим прежде всего технику "Стоп кадр", описание которой приводилось выше. Эффект кристаллизации сознания достигается в ней благодаря связанности этого процесса с актуализацией.
Среди медитаций Ошо, имеющих ту же цель, можно упомянуть медитации "Здесь ли ты", "Станьте космонавтом внутреннего пространства", "Не пытайтесь себя обмануть", описанные в "Оранжевой книге" и др. Отметим, что ряд медитаций классических эзотерических систем также способствовали кристаллизации сознания. Так, в йоге использовалась техника "Созерцание огня или света в точке между бровями", при выполнении этой медитации было необходимо чувствовать испускаемый свет как бы изнутри, чтобы сознание являлось его источником, а не наблюдать его со стороны. Техника "Взращивание духовного ребенка" — вариант кристаллизации сознания, практикуемый даосской йогой. Понятие "очищение подсознания", т.е. отреагирование вымещенных чувств и эмоций, вызывающих невротическое напряжение, также появилось благодаря идеям психоанализа. Хотя сами техники подобного очищения использовались человечеством всегда. При всем многообразии, способы очищения подсознания можно разделить на две категории:
Аналитические основаны на осознании разных подсознательных объектов с использованием и их побочных проявлений (сновидений, эмоциональных напряжений и др.). Для их практики необходимо иметь уже достаточно расширенное сознание (крепкое Эго по терминологии психоаналитиков) и хорошую способность к рефлексии. Большинство аналитических способов восходят к тем или иным школам психоанализа, хотя, по сути, подобны буддийской випасане, описание которой приведено выше. Катарсические основаны на непосредственном отреагировании тревожащих чувств и эмоций и не требуют их осознания. К ним относятся терапия криком, дыхательные техники, подобные ребефингу, холотропному дыханию и пр. Очищение подсознания является важным этапом работы над собой не только потому, что позволяет снизить характерный для современного человека невротизм, но и потому, что освобождает психическую энергию, необходимую для более глубокой внутренней работы. Достаточно обширный набор техник предложил Ошо, причем разнообразие техник позволяло подобрать каждому человеку именно ту медитацию, которая необходима для освобождения его от конкретного типа нереализованных эмоций. Фактически Ошо воспроизвел на новом уровне буддийскую практику индивидуального подбора медитаций. Вот некоторые техники, приведенные в "Оранжевой книге":
"Динамическая медитация" — безусловная находка Ошо. Эффективная медитация катарсического типа. "Медитация смеха" помогает освободиться от нереализованных эмоциональных энергий и представляет собой практику искусственного смеха в течение определенного времени. Необходимо достичь состояния, когда смех польется сам, без принуждения.
"Избиение подушки" способствует выходу нереализованной агрессивности. "Дышите как собака" — катарсическая медитация, использующая силу дыхания. Способствует отреагированию агрессии. "Медитация Натараджа" — катарсическая медитация, помогающая отреагировать энергию, лежащую в основе спешки и суетливости. "Тряска" — катарсическая медитация, раскрепощает мышцы, высвобождает подсознательные желания. "Вглядывание в зеркало" — эффективная медитация, способствующая актуализации подсознательных страхов. "Войдите в ваш страх"- эффект аналогичен эффекту от предыдущей медитации. Характерной особенностью медитаций, предложенных Ошо, является то, что практически все они катарсические. В системе К. Кастанеды существует интересная техника "Стирание личной истории" или "Возвращение потерянной энергии", которую с психологической точки зрения можно интерпретировать как направленную на очистку подсознания. Наиболее подробно данная техника описана в книге Тайша Абеляр "Магический переход". Суть ее заключается в "возвращении своей потерянной энергии из ситуаций прошлого, в которых она была потеряна, а также в освобождении энергий, полученных в таких ситуациях от других людей".
Чрезвычайно эффективные способы очищения подсознания существуют в трансперсональной психотерапии. Среди них можно упомянуть холотропное дыхание, уaн-вейшин и ребефинг, основанные на катарсической силе дыхания, психоаналитические техники, телесно-ориентированная психотерапия и многие другие. Психотерапевтические техники, в отличие от йогических, предполагают наличие терапевта, который корректирует действия пациента, что существенно повышает их терапевтическую эффективность (конечно, если терапевт высококвалифицированный специалист). Вообще, следует заметить, что психотерапия стала новым мостом в эзотеризм для европейской культуры.
Распрограммирование сверхсознания т.е. освобождение от стереотипов, установок и комплексов, заложенных в процессе воспитания, также рассматривается последователями современных эзотерических систем как элемент работы над собой. Тот факт, что именно содержимое сверхсознания является источником большинства психологических проблем, указал еще Фрейд. Создатель трансактного анализа, Э. Берн, впервые досконально описал роль родительского программирования в жизни человека, однако эффективных техник освобождения от подобных программ он не предложил. Тем не менее, такие техники, как рефрейминг (данная техника описана ниже), появились позднее, благодаря способам эриксонского гипноза, нейролингвистического программирования (НЛП), но суть большинства из них заключается не в распрограммировании сверхсознания, а в его перепрограммировании, т.е. замене одних программ на другие, более эффективные для конкретного человека. Нужно также отметить, что сама возможность распрограммирования и перепрограммирования сверхсознания приведет к появлению некоторых философских и этических вопросов, связанных с преимуществами одной системы ценностей (а следовательно, и связанных с ней программ) над другой. Наибольшее внимание идее распрограммирования уделяют последователи "бунтарского" дзена и подобных ему систем. Интересно, что как сам трансактный анализ, так и большинство других систем, практикующих внутренне распрограммирование, появились во второй половине 20 столетия, когда общество с огромным энтузиазмом ревизионировало старые ценности, фактически занимаясь распрограммированием своего "коллективного сверхсознания". С другой стороны, в этот период широкая общественность впервые столкнулась с идеями и практическими результатами кибернетики, что спровоцировало желание описать психику человека в соответствующих терминах. "Сознание и тело — части одной кибернетической системы".
Кибернетическая модель привлекает своей кажущейся простотой. Однако, принимая или не принимая данную модель, нельзя не заметить, что ее принятие способствует намного более быстрому разотождествлению со своими поведенческими формами, чем философские рассуждения психологических школ гуманитарной направленности.
Приведем техники внутреннего распрограммирования, используемые различными эзотерическими системами. "Внутренняя охота" — техника предложена К. Кастанедой. Суть ее состоит в сознательном "выслеживании" стереотипных поступков, мешающих развитию и постепенном их устранении. Аналогичные цели преследуют упражнения "Изменения внешнего вида", "Ломка распорядка", "Деструктурализация эго", описанные в трудах этого автора.
"Рефрейминг" — техника, используемая в нейролингвистическом программировании, однако имеющая явно магические корни. Основана на поиске ситуаций, когда сверхсознательная программа не верна и следование ей абсурдно. В момент осознания такой ситуации у человека может наступить катарсическая разрядка программы.
Наивысшей фазой внутренней работы большинство оккультных систем считают работу по достижению внутренней целостности, которая сводится к синтезу различных частей человеческой психики (субличностей). Вообще, обнаружение нецелостности человеческой личности является одним из интереснейших наблюдений, сделанных практически одновременно мистиками и психологами. Сама категория субличности, нашедшая активное применение в гештальт-психологии, психосинтезе, а позднее появившаяся в социологии в виде ролевой теории Мида, впервые была введена в обиход Г.Гурджиевым, однако о существовании субличностей ясно писал еще Патанджали: 4.4 Созданные читты (читта — "сознания", поэтому я считаю, что речь идет о субличностях) произошли только от самости. 4.5 Хотя деятельность разных созданных читт (субличностей) различна, они все управляются одним первоначальным сознанием. 4.6 Между различными читтами та, которая достигается через самадхи, чужда желаний (речь идет о формировании устойчивой базовой личности на основе Внутреннего Наблюдателя).
В "Йога-сутра" Субличности представляют собой устойчивые структуры, частично наделенные сознанием, эмоциями, желаниями и другими характеристиками, которые по сути выражают как бы грани личности человека. Гурджиев сравнивал психику человека с полем битвы между различными частями его психики за контроль над поведением человека. В отсутствии "Хозяина" т.е. истинного Я человека, которое может быть выкристаллизовано из остальных составляющих психики путем тяжелой внутренней работы, эта борьба продолжается постоянно. Борьбу эту легко наблюдать, когда человек сомневается, пытается сделать выбор между двумя альтернативами. Такое сомнение, по сути, и есть борьба двух или нескольких субличностей, придерживающихся противоположных мнений. В зависимости от того, какая из них победит, будет зависеть выбор человека. Другим ярчайшим примером взаимодействия субличностей является внутренний диалог — беседа субличностей. Гурджиев еще не был знаком с идеями кибернетики, поэтому описал процесс скорее в терминах механики, однако в его описании явно прослеживается мотив программируемости человеческой психики. Основная задача его системы может быть сформулирована таким образом: "Человек должен перестать быть машиной и попытаться стать человеком". Из этой задачи вытекали конкретные техники работы с субличностями.
В работе с субличностями можно выделить две цели. Минимальная цель — это достижение когерентного состояния психики, т.е. состояния, при котором отсутствует борьба между различными субличностями — все они сотрудничают для достижении одной цели. Для этого используются различные техники внутреннего договора, можно воспользоваться шестишаговой моделью внутреннего договора, предложенной НЛП. Более сложной задачей является полная интеграция всех субличностей, т.е. достижение цельного состояния сознания. Характерной чертой данного состояния является способность человека, который достиг его, оставаться самим собой в любой ситуации, т.е. у него нет ни внешней, ни внутренней потребности играть какие-либо роли. Техники, которые помогают достичь подобных состояний, приведены в трудах Роберто Ассаджоли и его последователей, например, Д. Рейнуотер. Некоторые техники описаны у Ошо, например медитация "Смешные рожи", "Взгляд в зеркало" могут быть использованы для актуализации имеющихся в Вас субличностей.
В классических эзотерических системах также существуют методы, которые можно интерпретировать как работу, направленную на синтез субличностей и достижение внутренней целостности. Прежде всего это тибетский метод слияния с идамами. Действительно, с психологической точки зрения идамов можно интерпретировать как персонификации различных частей человеческой психики, тем более, что в традиции тибетской йоги идамы откровенно признаются "порождениями ума". В этом случае слияние с идамами можно рассматривать как технику последовательной символической актуализации субличностей, относящихся к различным пластам бессознательного с последующим их синтезом. Тибетские источники отмечают, что при подобной практике следует соблюдать осторожность, так как если энергоемкость субличности выше энергоемкости сознания, то может произойти растворение последнего в субличности, именно поэтому тибетские учителя дают ученикам строго определенные последовательности идамов для медитации.
Работа с тонкими телами и чакрами.
Как уже было отмечено раннее, медитацию можно рассматривать не только с психологической, но и с энергетической точки зрения. В этом варианте медитация есть не что иное, как упражнение для астрального (реже ментального — таких медитаций мало) тела. Среди целей такого упражнения можно выделить следующие:
1. Вовлечение в энергооборот незадействованной части астрального поля. Эта цель эквивалентна уже обсуждавшимся выше расширению сознания и очистке подсознания.
2. Поиск индивидуальных "ключей" к работе с энергией.
3. Манипуляции полями чакр и "выстройками".
Поясним последнюю цель подробнее. Существует два предельных состояния астрального поля каждой чакры: состояние предельного уплотнения и состояние предельного расширения астрального поля чакры.
Например, состояние предельного уплотнения по анахате достигается посредством медитации "на разотождествление с чуждыми эмоциональными состояниями". На энергетическом уровне практикующий "выбрасывает" из своего поля все состояния, которые, даже находясь в его поле, не являются его собственными, то, что он почерпнул извне: раздражительность, спешка, другие чужие эмоции и т.д. Уплотнение аджны есть разотождествление со всеми играемыми ролями, избавление от состояний деперсонификации. Уплотнение манипуры дает готовность к ситуации при необходимости рассчитывать только на себя, свадхистханы — четкое ощущение своих желаний и т.д.
Обратное состояние — расширение поля анахаты, при котором вы можете почувствовать состояние другого человека — эмпатия. Состояние предельного расширения поля анахаты — это когда человек способен почувствовать эмоциональное состояние любого человека, места или эгрегора, почувствовать как свое. Расширение поля верхних чакр есть творчество, расширение аджны — способность к восприятию "знаков мира", получению информации от разных эгрегоров, вишудхи — умение опираться на чужую точку зрения как свою, манипуры — использовать ситуации и ресурсы мира и т.д. Значимость расширенных состояний состоит в том, что только в расширенном состоянии чакра набирает энергию. Человек неспособный к расширению поля некоторой чакры (что соответствует ее ригидности) рано или поздно приходит к обесточиванию этой чакры.
Ни в одном из предельных состояний жить нельзя, эти состояния предельные. Смысл практики уплотнения-расширения полей состоит в тренировке себя в достижении предельных состояний, расширении доступного диапазона состояний по каждой чакре. Подобная эмоционально-психологическая гибкость позволяет найти, сформировать состояние поля, оптимальное для текущей жизненной ситуации. Практика медитации — это как раз и есть выстраивание иерархии состояний от предельного уплотнения до предельного расширения астрального поля и нахождения своего равновесного состояния, а также наработки умения брать наиболее подходящее ситуации состояние.
Помимо расширения и уплотнения полей, существует значительное количество т.н. "выстроек" каждой чакры — специфических состояний, конфигураций поля, определенным способом воздействующих на окружающих. Некоторые выстройки носят патогенный характер, например, "цепляющие" выстройки, вызывающие негативное отношение окружающих. Примером цепляющей выстройки является состояние "ну, кто на меня?", воспринимаемое окружающими как вызов и рано или поздно приводящее к конфликту. Есть выстройки полезные, например, состояние "начальника", который воспринимается в качестве значимого человека не только своими подчиненными, но и всеми окружающими, даже если они не знают его лично. Условно выстройки можно разделить на дающие, берущие и нейтральные. Последние дают возможность человеку оставаться незамеченным. Каждая сознательно достигаемая человеком выстройка есть сиддха. Задачей йоги на более высоких ступенях есть формирование способности к достижению максимально большого репертуара выстроек.
Обеты Практика медитаций может быт существенно усилена практикой обетов. Вообще, практически во всех эзотерических традициях обеты являлись одним из наиболее сильных инструментов психологического самовоздействия, используемых практически во всех культурах. Однако, наивысшего развития практика обетов достигла именно в индийской культуре. Махабхарата, другие индийские мифологические источники буквально изобилуют описаниями огромных духовных успехов, достигнутых благодаря обетам. В христианской традиции данная практика существенно примитивизировалась, поэтому до нашего времени дошло убеждение в том, что цель обетов — развитие воли. Однако в восточной традиции обеты используются для значительно более глубокой внутренней работы.
С точки зрения механизма оказываемого воздействия обеты можно разделить на две группы. Обеты, ограничивающие какие-либо функции человека, например брахмачарья (отказ от половой жизни), обет молчания, голодания и т.д. Человек, ограничивая какое-то проявление своей природы, добивается накопления и усиления определенной внутренней энергии, что позволяет актуализировать ее, а затем поставить под сознательный контроль.
"Как только приходит импульс что-нибудь сделать — остановись". Виджнана Бхайрава Тантра Обеты, позитивно определяющие форму поведения человека, способствуют накоплению энергии, актуализации внутренних проблем и их решению. Чем дольше длится обет, тем более глубокие внутренние проблемы вскрываются.
Работа с ментальным телом. Джнана йога.
Ментальное тело содержит в себе:
1. Мироощущение человека, которое выражает глубинное отношение человека к себе и миру, его индивидуальную матрицу, призму, через которую он смотрит на мир. Мироощущение включает в себя эмоциональный аспект и является мостиком между астральным и ментальным телом. Как правило, мироощущение не осознается человеком, хотя осознать его возможно (и, в общем, не очень трудно). В большинстве случаев мироощущение можно выразить в виде некоторой метафоры, например, такой метафорой является описание четырех типов мироощущений (в оригинале "жизненных позиций" по Берну: I'm OK — You OK, I'm not OK — You OK, I'm OK — You not OK, I'm not OK — You not OK).
Мироощущение, не зависимо от того, осознано оно или нет, пронизывает всю жизнь человека и в значительной степени ее предопределяет. Неблагоприятное, негармоничное мироощущение может существенно ухудшить качество жизни, повлиять на способность человека к реализации как в социальном, так и духовном плане, и даже сказываться на его здоровье. Поэтому задача актуализации мироощущения, а затем, при необходимости, его коррекции весьма важна. Структурной составляющей мироощущения являются эмоциональные наполнения понятий. Если взять некоторое жизненно значимое понятие, которое само по себе является ментальной структурой и сосредоточиться на нем, то можно заметить, что многие из таких понятий несут эмоциональный элемент. Негативные эмоции по поводу некоторого понятия затрудняют контакт с соответствующим ему объектом на физическом уровне. Например, негативное наполнение категории "социум" делает человека менее социально адаптативным, а категории "деньги" — бедным.
2. Мировоззрение человека является более сложной конструкцией. Мировоззрение сложно выразить простой метафорой. Великие философы исписывали десятки томов для того, чтобы "развернуть" свое мировоззрение. Впрочем, для большинства людей их мировоззрение слабо осознаваемо, а иногда и не структурировано. Наибольшие проблемы возникают в том случае, если мировоззрение является внутренне противоречивым. В таком случае подобные противоречия рано или поздно проявятся на физическом уровне.
Основой всякого мировоззрения являются индивидуальные ценности человека — некоторые объекты, состояния или тезисы, которые носят для него, безусловно, важный характер. Ценности могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. В последнем случае может возникнуть проблема — человек, который начинает жить в ценностной сетке, отличной от его собственной и индуцированной извне (например, субкультурой, в которой он оказался), начинает разрушаться. Причем не в переносном, а в самом прямом смысле. Поэтому задача актуализации своих ценностей и мировоззрения является вовсе не забавной игрой, а жизненной необходимостью на пути духовного развития.
3. Способ мышления. Внутренняя логика, которая может существенно отличаться от общепринятой "Аристотелевой" логики.
Дальнейшие техники джнана йоги выходят за рамки этой статьи.
http://www.all-yoga.ru/page/1047
очень интересная статья. спасибо!