Лучше быть нищим, чем невеждой.
Аристипп (лат. Aristippos) (ок. 435 — ок. 355 до н. э.)
Согласно ему, познание основывается на одних только восприятиях, причины которых, однако, непознаваемы. Восприятия других людей для нас также недоступны, мы можем основываться только на их высказываниях (см. Бихевиоризм). Эвдемония у Аристиппа — это не сопутствующее явление при обнаружении способности, как это понимал Сократ, а сознание самообладания в удовольствии: мудрец наслаждается удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им. Не стоит сетовать на прошлое или страшиться будущего. В мышлении, как и в действиях, следует придавать значение только настоящему. Только им мы можем свободно распоряжаться.
Аристипп основал собственное философское направление, так называемую киренскую школу. Следуя Протагору, учил, что ощущения соответствуют движениям души, которые подразделяются на удовольствие, неудовольствие и безразличие. Поэтому удовольствие занимает в жизни человека главное место. Более того, наслаждение выступает у Аристиппа как цель жизни. Таким образом, он подводил своих единомышленников к учению о гедонизме (по-гречески «гедоне» — наслаждение). Гедонизм и сейчас имеет много сторонников в разных странах мира. Умер в 360 г. до н. э.
wikipedia.org
Афоризмы
Я везде чужеземец.
***
Ни в коем случае я не ставлю себя в число тех, которые хотят властвовать. Трудное дело — добывать для себя самого что нужно; но лишь совершенный безумец (…) может, не довольствуясь этим, налагать на себя еще новое бремя — доставлять всем гражданам что им нужно.
***
На вопрос, чем философы превосходят остальных людей, он [Аристипп] ответил: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по прежнему».
***
На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи — к дверям философов, он [Аристипп] ответил: «Потому что одни знают, что им нужно, а другие не знают».
***
Кто то привел к нему в обучение сына, Аристипп запросил пятьсот драхм. Отец сказал: «За эти деньги я могу купить раба!» — «Купи, — сказал Аристипп, — и у тебя будут целых два раба».
***
Человека, который порицал роскошь его стола, он [Аристипп] спросил: «А разве ты отказался бы купить все это за три обола?» — «Конечно, нет», — ответил тот. «Значит, просто тебе дороже деньги, чем мне наслаждение».
***
Заметив (…) Аристиппа, входящего вместе с сицилийским тираном Дионисием, [Антисфен) сказал: «Аристипп, если бы ты довольствовался такой пищей, как я, то тебе не пришлось бы следовать по пятам за тираном». (…) Аристипп возразил: «А если бы ты мог запросто беседовать с тираном, то не довольствовался бы такой пищей».
***
Дионисий дал ему [Аристиппу] денег, а Платону — книгу; в ответ на упреки Аристипп сказал: «Значит, мне нужнее деньги, а Платону — книга».
***
Право же, щедрость никогда не разорит Дионисия [правителя Сиракуз]: нам, которые просят много, он дает мало, а Платону, который ничего не берет, — много.
***
Когда преподавание принесло ему [Аристиппу] много денег, Сократ спросил его: «За что тебе так много?» А он ответил: «За то же, за что тебе так мало».
***
Однажды Аристипп плыл на корабле; захваченный бурей, он сильно перепугался. Один из спутников спросил его: «И ты, Аристипп, трусишь, как все?» А он: «И с полным правом: вас эта опасность заставляет тревожиться за вашу бедственную жизнь, а меня — за мою блаженную».
***
Как съедающие очень много не бывают здоровы более, нежели употребляющие в пищу самое необходимое, так и истинно ученые бывают не те, которые читают многое, но те, которые читают полезное.
***
Много пить и не быть пьяным свойственно и мулу.
***
Если бы роскошь была дурна, ее не было бы на пирах у богов.
***
Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого.
***
Твое право — ругаться, мое право — не слушать.
***
Разве не все равно, занять ли такой дом, в котором жили многие, или такой, в котором никто не жил? И не все ли равно, плыть на корабле, где уже плавали тысячи людей, или где еще никто не плавал? Вот так же все равно, жить ли с женщиной, которую уже знавали многие, или с такой, которую никто не трогал.
***
Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.
***
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.