В конце XIX века Франция была мощной колониальной державой. В 1856 году во французском Алжире назревало восстание против колонизаторов. Французы хотели избежать военного конфликта, но в то же время сохранить свое влияние в регионе. Им это удалось с помощью человека с феноменальными способностями, которого звали Жан Ожен Робер-Оден.
Жан работал обыкновенным часовщиком до 1845 года, когда в возрасте сорока лет он стал магом, или, если предпочитаете, чародеем. Именно так он называл себя и никогда не утверждал, что подчинил себе сверхъестественные силы. Он никогда не носил плаща и цилиндра, какие носят фокусники, выступающие на сцене, предпочитая самую обычную одежду. Однако именно этот человек сумел раздвинуть представления современников о реальном и нереальном.
Одним из тайных руководителей предстоящего восстания в Алжире был некий Марабут, член религиозной арабской группировки, которая использовала демонстрацию магических действий для подстрекательства населения к выступлению против колонизаторов. Арабские колдуны достигли совершенства, они умели быстро заживлять раны на теле и есть стекло без причинения себе вреда. Подобные трюки Марабут часто показывал на площадях городов, призывая соплеменников к восстанию.
По заданию французского министерства иностранных дел Оден прибыл в столицу Алжира и начал давать представления в местном театре. Молва быстро разнесла весть о том, что великий французский колдун появился в городе. Он пригласил Марабута и других лидеров бунтарей на представление. Робер-Оден начинал выступление с простых трюков, наподобие появления монеток в руке. Затем из пустой шляпы он вынул пушечное ядро. Эго уже был намек. Кто рискнет сражаться против армии, которая может получать боеприпасы из воздуха?
Потом фокусник взял пустую вазу, которая в один миг наполнилась сластями. Затем француз вызвал на сцену самого сильного человека из публики и заявил, что «высосет» из него силы. На сцену принесли небольшую шкатулку, которую смог бы поднять и ребенок. Араб-атлет легко поднял шкатулку в руке. Нет проблем! Затем Оден объявил, что араб потерял свою силу. Молодой мужчина как ни пытался, не смог во второй раз поднять шкатулку. Тогда чародей на глазах у изумленной публики поднял шкатулку на ладони. Его посрамленный ассистент вернулся в зал. Но особенно поразил публику трюк, когда маг вызвал на сцену Марабута и включил рядом с ним яркую лампу. На стене появилась тень араба, Оден взмахнул рукой, и из стены хлынула кровь. Марабут побледнел, неожиданно он выхватил пистолет и выстрелил в своего врага. Но Жан мгновенно выставил вперед руку, в которой держал яблоко. Пуля застряла в яблоке. Марабут схватил яблоко и убежал. Простак думал, что заполучил талисман, который дает французу его магическую сипу.
Слава Одена в Алжире росла. Его пригласил к себе на ужин Бу Аллем бен Шенфа Бах-ага, могущественный шейх одного из племен, одновременно был приглашен и Марабут. Для начала чародей заставил розарий, украшавший внутренний дворик дома шейха, исчезнуть, а потом вернул его на место. Этот трюк вызвал полный восторг Бу Ал-лема, его приближенных и слуг. Затем Жан попросил шейха снять с ноги расшитую золотом туфлю и в один момент наполнил ее пятифранковыми монетами. Казалось, монетки сыплются со звоном прямо из воздуха.
Марабут крикнул: «Все это обман!» В ответ Оден попросил Марабута снять с ноги правую туфлю. Тот нехотя повиновался и обнаружил в своей обуви монету. Потом Оден подошел к арабу и спросил: «Вы ничего не потеряли?» — и протянул незаметно снятые с его руки часы. Марабут страшно злился, что его выставили дураком, и вызвал противника на дуэль. Вопреки всякой логике он потребовал права выстрелить первым, но оставил выбор оружия за врагом. Шейх был смущен невежливым поведением гостя. Но как требовал обычай алжирцев, не мог возражать. Француз согласился, но попросил отсрочить дуэль до 8 часов утра следующего дня и выбрал кремневые ружья. Он пояснил, что перед дуэлью должен долго медитировать и молиться, чтобы призвать на помощь все силы своего магического искусства.
Уром дуэлянты пришли на площадь, где собралось почти все население небольшого алжирского городка. Противники разошлись на пятнадцать шагов, Марабут выстрелил. Но когда дым рассеялся, все увидели, что Жан стоял невредим. Возглас изумления пронесся по толпе, когда люди увидели, что француз держит пулю в зубах. Маг ее поймал на лету. Он начал целиться в Марабута, тот побледнел. Однако француз выстрелил в стену ближайшего дома, откуда начала сочиться кровь. Позже очевидцы подтвердили тот факт, что кровь была настоящая. Об этом инциденте вскоре стало известно по всей стране. Алжирцы окончательно убедились, что французы сумели подчинить себе сверхъестественные силы и сражаться с ними очень опасно. Назревавшее восстание было остановлено.
Эти события Робер-Оден позднее описал в своей книге «Король заклинаний». Шляпу мага, его трость и часы и сегодня можно увидеть в американском Музее магии в городе Маршалл (Миссури). Книга Одена стала настольной для многих поколений магов и фокусников, а для одного человека определила всю его дальнейшую судьбу. Эрих Вейс, который родился в Венгрии и чьи родители переехали в Висконсин, когда ему исполнилось четыре года, был настолько впечатлен книгой французского мага, что тот навсегд а стал его героем. Он даже взял имя французского маэстро в качестве своего сценического псевдонима -таким образом появился Гарри Гудини. Робер-Оден умер в 1871 году и считается отцом современной магии. Предотвращение войны в Алжире в 1858 году — великолепный пример того, как чародейство может послужить благим целям.
И.Рыбаков "Интересная газета. Магия и мистика" №8 2013 г.