Жива, как это и видно из ее имени — богиня Жизни и Любви. Причем, под любовью здесь понимается не только любовь между мужчиной и женщиной: Жива, скорее, представляет мировую любовь, то, что является основой жизни на земле, и половая любовь здесь — только частный случай. Конкретно половую любовь у славян олицетворяли другие богини: богиня супружества Лада и богиня эротики Пиза(Конрад:«богиня Пиза» — образец того, как из неправильно понятого слова делают бога.).
Согласно западнославянским мифам, Жива родилась от Святовита и Ноцены, олицетворяющих собой день и ночь, Свет и Тьму. Для ведических мифологий характерен подобный сюжет, описывающий возникновение Жизни: она возникает как результат творческого взаимодействия двух противоположных начал — Света и Тьмы (Дня — Ночи, Духовного — Материального, и т.д.).
Муж и брат Живы — Хамбог. Иногда старые авторы называют и их детей — Перун, Водан, Пекленец.
Хамбог — бог, встречающийся у западных славян. Для нас здесь интересен миф о его происхождении.
Когда Бог обезглавил великана Триглу, то из шеи первой отрубленной головы потекла черная кровь — из этой крови возник Черный Бог. Из второй шеи потекла белая кровь — возник Белый Бог. Когда же была отрублена третья голова — полилась кровь красного цвета. Из нее-то и появился Хамбог, призванный объединять два противоположных начала — Черного и Белого Бога.
Важно отметить, что мифы о рождении Живы и Хамбога сходны по своей сути — они описывают брата и сестру как начала, возникающие при взаимодействии Света и Тьмы.
Жива всегда изображается обнаженной. В руках ее — виноград, плоды и цветы. Волосы Живы увиты миртом пополам с красными розами, талию ее обвивает семицветная радуга.
Живу также именуют Мильда (или Милка), Красопани (что значит Прекрасная Госпожа), Дидилия (что значит Великая), Дева.
Существовало изображение Красопани, державшей в одной руке яблоко, а в другой — земной шар. (Надо полагать, этот тип изображения является довольно поздним переосмыслением первоначального мифообраза Живы как Подательницы жизни).
Жива путешествует в волшебной повозке, в которую впряжены пара голубей и пара лебедей. Спутницами богини являются три грации — Чувственность, Очарование, Любовь. В руках граций яблоко, которое они передают друг другу.
Большое святилище Живы существовало в полабском городе Ратибор, где богиню чтили "веселием и невоздержанием". Ее идолбыл украшен золотом и серебром.
Среди святилищ Живы были и священные рощи.
День Живы праздновался в первых числах мая. В жертву ей приносили фрукты, цветы, хлеб, пиво. Кроме того, в течение лета и ранней осени Живе жертвовали первые созревшие плоды каждого вида.
Живу было принято просить о продлении лет жизни. Из глубокой древности тянется обычай спрашивать кукушку о том, сколько лет осталось жить. Кукушкин ответ — это знак богов. Если человек услышал слишком малое, по его мнению, число "ку-ку", то он мог обратиться к Живе о заступничестве — об изменении судьбы.
Жива даровала жизнь независимо от воли верховного божества, ибо Жизнь сильнее Бога и сильнее судьбы.
[Жива на датской монете] Жива не только ведет человека по жизни — она встречает его после смерти. Согласно представлениям западных славян о загробном путешествии, умершая душа после долгого пути встречается с двумя богами — Живой и Пекленцом (богом Пекла). Жива берет к себе праведников и отправляет их в "небесный Рай".
Однако, людей, попадающих в рай, очень мало — в основном же, души умерших отправляются к Пекленцу, у которого проходят перековку. В Пекле души бьют молотом на наковальне, выбивая из нихгрехи. Перековка душ длится долго и болезненно — тем болезненнее, чем больше грехов накопила душа за время жизни.
Наконец, прошедшая через муки Пекла, душа превращается в искру и взлетает вверх. Тут она снова попадает в ведение Живы. Жива, собрав искры, идет в мир людей и вкладывает их в животыбеременных женщин. Искры вселяются в детей, которые готовятся родиться, и с этого момента ребенок обретает душу.
Жива делает так, что девочки рождаются похожими на нее, а мальчики — на ее мужа Хамбога. Именно поэтому все славяне похожи между собой.
Литература.
Mitologia slowianska podlug Naruszkiewicza, Lelewela, Boguslawskiego, Brucknera I Gruszewskiego. Oprac. przez Al. Lubicz L. Warszawa, 1911.
Anton Tkany. Mithologie der alten Teutschen und Slaven. Znaim, 1827.
Ernest Joachim Westphalen. Monumenta inedita Rerum Germanorum. Lipsiae, MDCCXL, 1740.
Anton. Erste Linien eines Versuchs uber die alten Slaven. Leipzig, 1789.
Bernardde Montfancon. L'Antiquitй expliquйe ef reprйsentйe en figures. Paris, 1722.
Алексей Александрович БЫЧКОВ (Москва)