Известны украинские фольклорные тексты, прямо или косвенно связывающие Вербу с небом и солнцем: объясняя детям в начале Великого поста, куда девалась скоромная пища, им говорили — "Були на масницi вареники, так в пiст на вербу повтiкали" или же "Узяла Бозя (Бог.- Т.А.) на вербу та там i поставила".
Верба упоминается в детских заклинаниях, обращенных к дождю: на Вербу (а также на дуб или вообще "наверх") помещают горшок с борщом, который падает вместе с деревом или его уносят с собой птицы: "Не иди, не иди, дощику, Наварю я борщику, поставлю на вербi, Щоб випили горобi…".
В украинских весенних песенках (отмечающих окончание дневного времени, отведенного для пения) решето (символ солнца) также оказывается помещенным на вербе, ср. такую веснянку:
Спивалы дивочки, спивалы,
В решето песеньки складалы,
Поставылы на верби,
Як налынулы лыбыди.
И звалылы решыто до долу.
Час вам, дивочки, до дому"
со свадебной песней: "…Склонилось сонечко до долу. Час нам, Панове, до дому". В украинских загадках Верба — это солнце: "Стоит верба на серед села, розпустила голье на все Подолье". В севернорусскихсвадебных песнях "золотая верба" напрямую соотносится с храмом: "На горе высокой… Выросла верба золотая… Посередке золотой вербы Списана Спаса Пречистая Божья Матерь Богородица". В заговорах Верба, наряду с дубом и некоторыми другими деревьями, — "мировое дерево", являющее собой центр мироздания: "На моры, на лукаморi стащь вярба, на той вярбе семсот галля, а у том галле звiта лапухова гняздо, у тым гняздзе ляжыць Ева-царыца…"
В славянском фольклоре и верованиях Верба оказывается причастной к сфере чудесного, ср., например, мотивы "золотой вербы" ("де не повернешся, золотi верби ростуть") и "груши на вербе" ("…у нас девки в злате ходят, у нас вербы грушки родят"), известные в западноукраинском фольклоре. В восточнославянской сказке — небылице на лошади вырастает Верба до неба. На юге Польши и в Галиции известны рассказы о чудесной дудочке, которую можно сделать из вербы, растущей в самой глубине леса, там, где ее не касался солнечный луч и где она никогда не слышала ни петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загрустившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в ульи чужих пчел, разоблачить злодея и убийцу и т.п.
Т.А. Агапкина