УМ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ – в самом глубоком смысле ум есть сумма всех вещей, всех энергий и проявлений, всех форм, тонких и грубых, сакральных и мирских. Это внутренний и внешний Космос. Ум – это майя.
Это материальная матрица. Это все, кроме внутреннего «Я», Парашивы – вневременного, бесформенного, беспричинного, внепространственного, познаваемого только после самореализации. Ум в его тончайшей форме – это недифференцированное чистое сознание, первосубстанция (Парашакти или саччидананда), из которой появляются бесчисленные формы бытия, как психического, так и материального.
УМ, ПЯТЬ СОСТОЯНИЙ
– в философии шаива-сиддханты ум состоит из пяти частей:
сознательный ум – джагат-читта (бодрствующее сознание). Обычное, бодрствующее, мыслящее состояние ума, в котором большинство людей пребывает большую часть дня; подсознательный ум – самскара-читта (ум впечатлений). Часть ума «ниже» сознательного уровня, хранилище или запись всего опыта (помним мы его или нет), всех прошлых впечатлений, реакций и желаний. Сфера непроизвольных психологических процессов;
подподсознательный ум – васана-читта (ум подсознательных наклонностей). Область подсознательного ума, образующаяся в тот момент, когда две мысли или переживания одной и той же интенсивности посылаются в подсознание в разное время и, смешиваясь, дают новую и совершенно отличную частоту вибрации. Это подсознательное образование позже заставляет внешний ум реагировать на ситуации в соответствии с этими накопленными вибрациями – позитивными, негативными или смешанными;
сверхсознательный ум – карана-читта. Ум света, всезнающий разум души. Также обозначается психологическим термином туриqя, состояние за пределами бодрствования (джаграт), сновидения (свапна) и глубокого сна без сновидений (сушупти). На глубочайшем уровне сверхсознательное – это Парашакти или саччидананда, божественный ум бога Шивы. В санскрите есть множество терминов для обозначения различных уровней и состояний сверхсознательного, например, вишва-чайтанья(космическое сознание), адвайта-чайтанья (недвойственное сознание), адхьятма-четана (духовное сознание);
подсверхсознательный ум – анукарана-читта. Сверхсознательный ум, функционирующий через сознательное и подсознательное состояния и вызывающий интуицию, ясность ума и спонтанное видение.
УМ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ – на микрокосмическом уровне индивидуальных душ – это сознание и его способности: память, желание, мышление и познание. Ум индивидуальный называется читта, а его тройственное выражение называется антахкарана, внутренняя способность, и состоит из буддхи – интеллекта, мотивации, логики, то есть высшего ума; аханкары – чувства «Я», эго; манаса – низшего ума, инстиктивно-интеллектуального, сферы желаний. С точки зрения таттв (категорий бытия), каждый из них является таттвой и развивается из предыдущего. То есть из буддхи появляется ахамкара, а затем манас. Манас, буддхи и ахамкара суть способности маномайякоши – астральной, или инстиктивно-интеллектуальной, оболочки. Состояние ума, соответствующее виджнянамайякоше – ментальной, или интуитивно-познающей, оболочке, – называется анукарана-читта – подсверхсознание, знающий ум. Аспект ума, непосредственно соответствующий анандамайякоше – причинному телу, называется карана-читта – сверхсознание.