Обман — магический прием, используемый для защиты от нечистой силы, болезней и других опасностей.
В южнославянской традиции широко применялись основанные на мотиве ОБМАНA ритуалы защиты новорожденного в семьях, где "не живут" (т.е. умирают в младенчестве) дети. Для того чтобы злая судьба(смерть) не унесла ребенка, ее старались обмануть, ввести в заблуждение, изобразив дело так, что родился не ребенок, а волчонок или дьяволенок (отсюда защитные "звериные" имена типа сербского Вук — "волк", ср. в ст. Имя), что ребенок не родился, а был найден или куплен (т.е. это не тот, кого должна забрать смерть), что ребенок родился не в этом доме, а в другом, у других родителей. Все эти мотивы получали воплощение в обряде: в течение семи дней возле роженицы лежал запеленутый валек для белья, заменяющий ребенка; сразу после рождения ребенка повивальная бабка или мать выносили его на дорогу, на перекресток, на мост, к церкви и т.п. и оставляли, дожидаясь в укрытии, чтобы какой-нибудь прохожий подобрал ребенка. Нашедший становился кумом или объявлял себя родителем, продающим своего ребенка, а мать становилась покупателем и т.п. Иногда, чтобы обмануть судьбу, мать разыгрывала сцену смерти новорожденного, изображала свое горе, громко оплакивала его. Случалось, что родители инсценировали продажу своего ребенка в другой,благополучный дом. На ОБМАН демонов были рассчитаны у сербов такие имена детей, как Мртвак (т. е. "мертвый"), Кривош (т. е. "кривой"), Малко (т. е. "маленький") и т.п. С этой же целью ребенка до определенного времени называли не настоящим его именем, данным при крещении, а другим, чужим именем, причем девочка могла носить мужское имя, а мальчик — женское, ребенок, рожденный в христианской семье, мог носить мусульманское имя или наоборот. Иногда настоящее имя ребенка скрывали даже от матери, и она сама всю жизнь старалась его не узнать. Смена имени и перекрещивание ребенка применялось в случае его тяжелой болезни. Мотив ОБМАНА лежит также в основе запрета хвалить ребенка, особенно новорожденного, и предписания ругать его, называя его безобразным, "гадом" и т. п. Как разновидность ОБМАНА может пониматься и обычай "кувады": во времяродов муж роженицы ложился в постель и изображал родовые муки, отвлекая внимание злых демонов от жены и ребенка.
С помощью ОБМАНА южные славяне защищали близнецов и так называемых однодневников и одномесячников (родственников, родившихся в один день или в один месяц) от смерти, грозящей им, по народным верованиям, в случае смерти их "двойника". Оставшегося в живых отводили на кладбище и символически погребали, т. е. частично засыпали землей, а затем его "освобождал" кто-либо, становившийся его братом (близнецом, одномесячником) вместо умершего. В центральной Болгарии вместо человека в могилу могли опускать камень соответствующего веса со словами: "Оставляю тебе этот камень, он будет тебе братом". Затем новый, названый брат обнимал оставшегося в живых близнеца и говорил: "У тебя нет другого брата, теперь я тебе брат". В Косово (южная Сербия) в случае двух смертей в одном доме в течение года обманывали смерть тем, что при вторых похоронах в гроб клали тряпичную куклу, как бы заменяющую третьего покойника.
У всех славян известен фольклорный мотив ОБМАНА смерти. В Полесье рассказывают быличку о том, как один человек, желая обмануть смерть, сделал себе вращающуюся кровать: когда смерть приходила и становилась в ногах, он поворачивал кровать, и смерть оказывалась в головах. Но в конце концов человек понял, что смерти не миновать: "крути не крути, а треба умерти".
Вербальный ОБМАН (сообщение неправды) был одним из способов отгона градовой тучи. В западной Сербии при появлении тучи женщины с одного края села, с одной горы кричали женщинам, живущим на другой горе, и спрашивали, в какой день недели в этом году был Юрьев день. Ответ должен был быть неправильным, следовало назвать один из предшествующих дней, тогда туча оказывалась обманутой и поворачивала в обратную сторону. Значительно реже использовался ОБМАН в продуцирующей магии. Например, сербы во время крашения пряжи считали полезным рассказывать какую- нибудь неправду, тогда дело удавалось лучше.
С.М.Толстая