Жертва

 

ЖертваЖертвоприношения демону Азазель на древнем Востоке  

Приношение жертвы является одним из основных и наиболее распространенных способов, с помощью которых человек вступает в контакт со священным. Жертва выступает в качестве посредника между священным и профанным миром.

Жертвоприношение (в переводе с латинского sacrificium означает «делать священным») — это освящение жертвы, с помощью которого мир получает доступ к священному, не опасаясь собственного уничтожения, поскольку взамен погибает жертвенный объект (таким образом, сам он выступает в «заместительной» функции).

Жертвоприношение обеспечивает циркуляцию энергии в космосе: от божества к природе и человеку, от человека — посредством жертвоприношения — вновь к божеству. Важный аспект символики жертвоприношения связан с тем, что центральной идеей космогонии является идея «предначальной жертвы»; можно сказать, что без жертвы нет творения. По этой причине в обрядах жертвоприношения основное значение отводится повторению божественного акта миросозидания.

И поскольку последний разные религиозные традиции представляет по-разному, то в соответствующих обрядах предписывается сжигать или дробить «мать зерна», толочь стебли растения сома, убивать ягненка или священного быка и т. п. Связь жертвоприношения и сотворения мира отражена во множестве космогонических мифов, в которых повествуется о приношении в жертву и разделении на части первоначального существа. В предании «Энума элиш» бог Мардук после победы над чудовищем Тиамат разделил ее тело на две части, и верхняя часть стала Небом, а нижняя — Землей. В норвежском эпосе «Старшая Эдда» вселенная образуется из тела расчлененного великана Имира, а в индийской Ригведе космос был создан в результате принесения в жертву первочеловека Пуруши.

Всем этим сюжетам свойственно уподобление жертвы некоему аморфному первовеществу: подобно тому как первичное вещество должно принять некую форму, чтобы возникла вселенная, следует совершить жертвоприношение первоначального существа, отменяющее его первозданную целостность ради последующего многообразия мира. Когда жертвой являлось первоначальное чудовище, основной акцент делался на упорядочении пространства посредством умерщвления этого чудовища, символизирующего хаос и ужас предначальной эпохи (причем «чудовищным» предстает именно его неопределенность, аморфность): оно должно быть уничтожено, чтобы уступить место новому мирозданию.

Очень часто жертвенные приношения (животные или растения) соотносились с тем божеством, которому они предназначались, в качестве его символического образа или олицетворения. Так, например, в ведийском культе божествам ночи и утра предназначалось молоко черной коровы с белой ногой. Богу Индре приносили в жертву быка, а богу солнца Сурье — белого козла. Древние греки приносили черных животных в жертву божествам подземного мира; быстроногих скакунов — богу солнца Гелиосу; беременных свиней — матери земли Деметре; собаку, стража умерших, — богине тьмы и призраков — Гекате. Сирийцы жертвовали богине Атаргатис, считавшейся владычицей моря и повелительницей царства умерших, рыбу; при этом они сами ели священное подношение, разделяя трапезу с богиней, — считалось, что таким образом они обретают часть ее божественной силы. В жертву богам плодородия (например, скандинавскому богу Фрейру, греческому «быку Земли» Зевсу Хтонию и индийскому «небесному быку» Индре) чаще всего приносили именно быка, который считался воплощением космических производительных сил, реже — воспринимаемых аналогичным образом кабана и барана.

Следует отметить, что жертвоприношение возможно и в форме самопожертвования (в различных его видах); чудесные способности или энергия, приобретаемые посредством этого, пропорциональны значимости утраченного или перенесенного. Так, например, скандинавский бог Один принес себя в жертву, чтобы обрести знание магических рун; он отдал свой глаз в обмен на мудрость, содержащуюся в медовом источнике.

Физические и психологические атрибуты жертвы — увечье, бичевание, самоуничижение, жестокое наказание, несчастье — являются символами и составной частью духовных исканий. Вот почему большинство легенд и сказок, повествующих о героях и святых, обычно включают описания перенесенных главным персонажем страданий и унижений (история Золушки и т.п.).

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
У-ШЭН ЛАОМУ
Следующая запись
Детальная характеристика ауры
Добавить комментарий