Шиповник — колючее растение-апотропей, символ здоровья, изобилия, успеха.
Как и другие колючие растения, Шиповник наделяется способностью отвращать, устрашать и используется как оберег от демонов, для нейтрализации вредоносной магии, при лечении болезней. Шиповниксчитается «нечистым» растением, он растет на границе своего и чужого мира. В то же время, по македонским поверьям, Шиповник — это Божье растение. К Шиповнику, росшему на перекрестке, носилидары, думая тем самым умилостивить самовил (см. Вила), ср. его македонское название самовилски трендафил. Под Шиповником живут болезни, богинки (з.-слав.), поэтому запрещалось спать, сидеть под кустом Шиповника, срубать и ломать его без надобности . Если надо было срубить прут Шиповника на древко для свадебного знамени или свадебных венков, оставляли под корнями хлеб, орехи, лили вино (южные славяне). О внезапно заболевшем говорили: «Влез (сунулся) где-то под шиповник» (Болгария, Македония) . На западе Болгарии веткой Шиповника измеряли усопшего, мерку бросали в могилу и закапывали, чтобы умерший не стал волколаком . Шипами прокалывали пятку или живот покойнику, чтобы он не превратился в вампира. Возле могилы упыря клали ветку Шиповника, шипы которого, цепляясь за саван, должны были воспрепятствовать его выходу из могилы (Валахия).
Шиповник охранял молодоженов от действия вредоносных сил. В шапку жениха втыкали три шипа Шиповника, что защищало его от сглаза (Хорватия); после свадьбы фату невесты бросали на Шиповник, которому она девять раз кланялась.
Для оберега ребенка от ведьмы плод Шиповника зашивали в его одежду, клали рядом с ним (Сербия); в Болгарии запрещали сушить пеленки новорожденного на Шиповнике, чтобы самодивы, живущие под ним, не навредили ему. Шиповник держали в доме, чтобы в него не вошла чума (Хорватия) . Чтобы ведьма не отобрала молоко у коров, ветками Шиповника украшали двери дома, втыкали перед входом в дом и в хлев. Сербы и хорваты это делали в Юрьев день, а чехи Ходской обл. — в канун дня свв. Филиппа и Якуба (1. V ). Шиповник оберегал от укуса змеи как людей, так и скот, например, поляки перед выгоном на пастбище окуривали скот ипастуха дымом от Шиповника.
Считали, что плоды Шиповника дают плодоносную силу, поэтому Шиповник в обрядах часто выступал в паре с плодовыми деревьями. В Словакии на Рождество ягодами Шиповника угощали овцу — полазника. В рождественский хлеб запекали столько ягод Шиповника, сколько голов крупного рогатого скота было у хозяина: полагали, что животные не будут болеть, а коровы будут давать больше молока (Словакия, Польша). В Чехии скот кормили Шиповником на Пасху.
В этиологической легенде, записанной у кубанских казаков, Шиповник вырос из крови девушки, которая, не желая выходить замуж за нелюбимого, заколола себя кинжалом. Осенью этот куст одевался в наряд из красных ягод, но сорвать их мог только добрый человек. Если же к нему подходил злой человек, куст ощетинивался шипами и не давал сорвать ни одной ягоды (ср. русскую загадку о Шиповнике: «Цветы ангельские, когти дьявольские» ). В чешской легенде (Моравия) благоухание цветущего куста Шиповника объясняется тем, что Богородица сушила на нем пеленки маленького Христа .
В народной медицине проявляется хтоническая сущность Шиповника: на него ссылали болезни, воду после лечения выливали под куст Шиповника. Вместе с тем Шиповник мог дать здоровье, для чего между больным и кустом Шиповник совершался обмен: больной забирал красную нитку, висевшую на Шиповнике в течение ночи, а желтой ниткой, провисевшей сутки на его шее, опутывал куст и говорил: «Я тебе желтую нитку, а ты мне красную нитку». Болезнь переходила на Шиповник, а живительная сила Шиповника — на больного . В Болгарии больного эпилепсией измеряли прутом Шиповника, который закапывали на том месте, где случился припадок . В благодарность знахарка вешала на Шиповнике красную нитку с нанизанными на нее монетами и оставляла под кустом лепешку, вино, овес и три подковы . В Сербии больной, чтобы избавиться от болезни, пролезал через расщепленный прут Шиповника, который потом связывали красной ниткой (см. Пролезание). Шиповник употреблялся в обряде лечения «одномесячников» и близнецов.
Лит.:
Раденковић Љ. Симболика света у народној магији Јужних Словена, Ниш, 1996. С. 208-209;
Чајкановић В. Речник српских народних веровања о биљкама. Београд, 1985. С. 89, 269.
В.В.Усачева