ДОЧЕРИ Рода. В незапамятные времена они были Небесными Хозяйками Мира, которые являлись людям в образе двух крупнейших созвездий: Большой Медведицы (древнерусское название, Лось) и Малой Медведицы. Их обеих так и изображали: полуженщины — полулосихи. Эти: две хозяйки мира властвовали над подземно — подводным, земным и небесным ярусами Вселенной и рождали все поголовье животных, рыб и птиц, необходимое людям. Рожаницам посвящается особый летний праздник.
Судя по всему, старшую из них звали Лада (Великая Лада), а младшую — Леля. В народных песнях они до сих пор упоминаются как покровительницы весеннего возрождения природы, полевых работ, вызревания урожая. На "макушку лета" (первое воскресенье после Петровок) крестьяне сжигали с песнями и плясками куклу Лады. В доисторические времена на ритуальных сосудах рядом с сестрами — рожаницами изображали богиню Мокошь (Макошь) с рогом изобилия как символом плодородия. Обычно ее окружают девы — русалки, "ответственные" за орошение нив. Однако рожаницы — это еще и древнейшие божества судьбы человеческой, и в этом как бы связаны с Долей и Недолей. Едва ребенок появляется на свет, в небе загорается его звезда — она и есть рожаница.
Словарь Грушко
Рожаницы
Роду сопутствуют рожаницы, как-то связаные с судьбой. В «Вопросах Кирика», памятнике словесности XII века, находим: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…». Вероятно, если Рода именуютСудом, то рожаниц – судиницами — а главное, с посмертной жизнью язычника, перерождением «мужского принципа» через «женский», о чем мы указывала в предыдущем разделе.
Иногда упомянута только одна Рожаница: «Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам,… а се егуптяне требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и раститель класом»[1].
В светлой ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом (Артемидом): «Артеми, юже нарицають Родъ»[2].
Любопытно, что в качестве синонима к «родъ» Срезневский проводит слово «геена, огонь неугасимый». Род в ППЯ по Срезневскому противопоставляется христианскому Богу, т.е приравнивается к его противнику, Сатане, равным ему по «назначению»: «То, иже служат Богу и волю его творят, а не Роду, ни Роженицам, кумиром суетным, а вы поете песнь бесовскую Родоу и Роженицам»[3].
Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю (см.), хотя ни разу в ППЯ их не именуют так. Яcно, что Рожаницы – девы жизни и судьбы, которым «с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ»[4], и люди еще в 13 веке «готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще демонови чьрпания»[5] «А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам»[6] «Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола»[7]
Языческие Боги Славян