Род
ПЕРВЕЙШИЙ славянский бог, творец, "родитель" Вселенной, всего видимого и невидимогомира.
Это "отец и мать" всех богов, воплощение нерушимости славянского племени, все многочисленныепотомки которого некогда произошли от одного общего предка.
Когда рождается человек, его будущая судьба записывается в книгу Рода, и "чего народу написано", никому не миновать!
Словарь Грушко
РОД
Род – Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды – и въ томъ ражаются дети…», упомянут, например, в поучениях против язычества[1] «О вдохновении святаго духа», «Слове об Идолах», «Слово Исайи пророка», рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в «Слове о Полку Игореве» и русских летописях, а также как Бог в договоре русов Игоря (К: Старого) с ромеями. Гельмольд сообщал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов»[2]. Таким «Богом богов» у западных славян именуют Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.
«Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду Суда Божиа не минути»». Было бы смешно, если бы внук Велесов, обращался к иному суду, кроме языческого, Велесова ли или суда Рода. Мы предполагаем, что и тут под именем Бога скрывается как раз Род.
Роду сопутствуют рожаницы, как-то связаные с судьбой. В «Вопросах Кирика», памятнике словесности XII века, находим: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…». Вероятно, если Рода именуют Судом, то рожаниц – судиницами — а главное, с посмертной жизнью язычника, перерождением «мужского принципа» через «женский», о чем мы указывала в предыдущем разделе.
[2] Славянская хроника. I,83, здесь и далее цит. по Гельмолд, Славянская Хроника. пер. Л.В.Разумовского, М., 1963. / Языческие Боги Славян
Род
Род — в древнерусских поучениях против язычества (11—12 вв.) мифологический персонаж, воплощающий единство рода. Упоминается вслед за главными языческими богами вместе с женскими персонажами — рожаницами. РОДУ и рожаницам совершали особые жертвоприношения едой (кашами, хлебами, сырами) и питьем (медом). Культ рожаниц, как и других женских персонажей, упоминаемых в форме множественного числа (берегини, лихорадки и т.п.), связан с женской средой, представлениями о продолжении рода и судьбе новорожденного, которому рожаницы (ср. хорв. роженицы и т, п.) определяют долю. РОДУ и рожаницам близки образы Суда и судениц у южных славян.
Лит.:
Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI—ХП1 вв. // Труды отдела древнерусской литературы. Т. XVI. М.— Л., 1960;
Клейн Л.С. Памяти языческого бога Рода //Язычество восточных славян. Л., 1990.
В.В. Иванов, В.Н. Топоров