Рай

Рай

Адам и Ева в раю. Картина на стекле. 1835г. Кросненское воеводство, Польша

Рай — часть потустороннего мира, блаженная страна, в которой пребывает Бог, ангелы, святые и души праведных. Славянские народные представления о Рае сложились под сильным влиянием христианства; в дохристианских верованиях деление на Рай и ад четко не выражено; слово рай, как и вырей (ирий), обозначало вообще потусторонний мир, мир мертвых, ср. словен. райник — покойник.

Рай нередко отождествляется с небом или его верхними слоями, наделяется высшими этическими и эстетическими достоинствами как мир праведности, чистоты, красоты и совершенства и противопоставляется аду. На мировом дереве, согласно белорусской свадебной песне, у корней помещаются черные соболи, в середине — боровые пчелы, а сверху — райские пташки . В белорусских верованиях Рай — то же, что вырай; птицы населяют Рай с тех пор, как Бог изгнал из рая согрешившего человека; при этом Бог делит птиц, как и людей, на добрых и злых и пускает в Рай только добрых: зимой в Рай они своим пением тешат святых людей и ангелов, а летом пребывают на земле и услаждают людей.

Согласно другим верованиям, Рай находится где-то очень «далеко, за горами, за морями» или на высокой железной горе; чтобы после смерти попасть в Рай нужно всю жизнь собирать срезанные ногти, тогда после смерти они срастутся и помогут вскарабкаться на гору (белорусы) . Болгары помещают Рай на востоке, где восходит солнце, а ад — на западе.

По севернорусским представлениям, Рай — это «сад вечно зеленый, находится на небе, ад же под землей. В раю ничем не кормят, да и есть там не захочется, потому что там дух (т.е. запах) хорош, как в саду» — Образ рая как цветущего сада, соответствующий этимологическому значению греческого названия Рай, встречается уже в описании «похорон руса» у Ибн Фадлана ( X в.) и составляет наиболее устойчивый стереотип в народных верованиях.

Полесский крестьянин представлял себе Рай как огромный сад в небе, огороженный высокой, в десять верст, стеклянной стеной, прикрытой стеклянным сводом . Там никогда не бывает зимы и непогоды, всегда светит солнце, причем не жарит, а греет; там не бывает ни грома, ни молнии; всюду яркая зелень, огромной высоты деревья, масса ярких цветов — синих, белых, красных, издающих такое благоухание, что непривыкший может задохнуться. Там обитают всякие звери, но они никого не трогают: волк не нападает ни на коней, ни на овец, медведь не трогает пчел. Праведные души живут в мире и согласии, возлегают на пуховых подушках и ничего не делают — обо всем заботится Бог и не жалеет для них ни хлеба, ни остального. Когда ангелы приносят новую душу с этого света, ее встречают звуки труб, колокольный звон, радостная музыка. По мнению полешука, темные пятна на солнце — это Рай, просвечивающий через светило.

По некоторым сербским представлениям, Рай — это зеленый луг, на котором резвятся дети, собирают охапки цветов, чтобы вечером отнести их Богу. В Раю длится вечная весна, всегда светит солнце и звучит чудесное пение ангелов (болгары). Обитатели Рая — праведные души — бесплотные тени, облаченные в белые одежды; они не едят, не пьют, не вступают в брачные связи. Женщины живут со своими первыми мужьями, а мужья — с первыми женами; супруги вдов и вдовцов становятся в Раю их слугами. Перед каждым сложено то, что он своими руками подавал ближним, а также то, что после его смерти домашние раздавали на помин его души.

Рай представляется бесконечным блаженством, которым после смерти награждаются праведные души. В рассказах об обмираниях, повествующих о посещении «того света», присутствуют картины Рая (обычно контрастирующие с картинами адских мук), в которых нередко Рай и ад оказываются пространственно совмещенными в некоем помещении и находящимися как бы по обе стороны длинного коридора, так что путешествующий во сне видит их одновременно.

Образу Рая как «помещения» отвечают представления о том, что у Рая есть ворота или двери , запирающиеся на ключ; ключами от Рая владеет св. Петр (или Петр и Павел), св. Михаил или св. Николай. По свидетельствам иностранцев, русские при похоронах вкладывали покойнику письмо к св. Николаю, которого они считали стражем райских врат.

Люди безгрешные или «отмолившие свои грехи» при жизни попадают после смерти прямо в Рай; в разных локальных традициях к этой категории умерших могли относиться разные группы лиц: дети до семилетнего возраста; люди, убитые молнией; иногда также женщины, умершие родами; люди, умершие на светлой неделе, и др. По поверью калужских крестьян, радуга, набирая воду, захватывает утопленников на небо и тогда они попадают прямо в Рай.

В славянских легендах и поверьях широко представлена библейская тема «утраченного» рая, изгнания из Рая первых людей.

С.М.Толстая

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
Логика и интуиция: буддийский взгляд
Следующая запись
Ученые расшифровали секреты колдунов
Добавить комментарий