ИВАН ЦАРЕВИЧ

ИВАН ЦАРЕВИЧ

ИВАН ЦАРЕВИЧ, Иван Королевич — мифологизированный образ главного героя русских народных сказок. Его деяния — образец достижения наивысшего успеха. Универсальность образа ИВАН ЦАРЕВИЧ в том, что он — “Иван”, т.е. любой человек, не имеющий каких-либо сверхъестественных исходных преимуществ; одновременно “Иван” есть “первочеловек”, основатель культурной традиции, демиург в том смысле, что совершенные им деяния как бы приравниваются по значению к космологическим актам, непосредственно продолжают их на человеческом уровне, образуют социальную структуру человеческого общества и задают как высший социальный статус, так и правила его достижения.

Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом ИВАНА ЦАРЕВИЧА, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда “Иван” и что большинство других сказочных героев тоже “Иваны” — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь. Иван бурлак. Иван крестьянский сын, Иван солдатский сын, Иван девкин сын, Иван гостиный сын, Иван-Дурак, Иван Несчастный, Иван Бессчастный, Иван голый, Иван — вор, Иван Горох, Ивашка белая рубашка, Ивашко Запечник и т. п. (ср. Иваны солдатские дети).

Особый интерес представляют Иваны, объединяющие в своем имени (а в значительной степени и в своем образе) человеческое и животное, ср. Иван Сученко, Иван Быкович, Иван Коровий сын, Иван Кобылий сын, ИвашкоМедведко. Одни из этих “Иванов” выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и ИВАН ЦАРЕВИЧ, то как его спутники — помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями ИВАНА ЦАРЕВИЧА, особенно Иван-Дурак. Нередко экспозиция сказки об ИВАНЕ ЦАРЕВИЧЕ строится так: у родителей (царя и царицы, крестьян и т. п. или без каких- либо уточнений) было три сына, двое было умных, а третий — дурак (не умный, не очень умный и т. п.): Иван-Дурак может быть царевичем уже по рождению или становится им по достигнутому им новому и более высокому статусу (Иван крестьянский сын).

В начале сказки ИВАН ЦАРЕВИЧ оказывается в худшем (менее привилегированном, более сложном или опасном) положении, чем все или, точнее, чем другие, которые предназначены для решения той задачи, которую, в конце концов, выполняют не они, а ИВАН ЦАРЕВИЧ. Это “худшее” положение состоит в том, что если ИВАН ЦАРЕВИЧ царский сын, то последний, третий (Иван третий), самый младший, которому предпочитаются старшие его братья. Ущербность ИВАНА ЦАРЕВИЧА часто подчеркивается тем, что он дурак (иногда немой), который делает все невпопад. Когда ИВАН ЦАРЕВИЧ — крестьянский сын, то при наличии “природных” царевичей он как бы не имеет с самого начала прав на то, чтобы стать царевичем.

Кроме того, положение ИВАНА ЦАРЕВИЧА в начале сказки более всего осложняется исходной “недостачей”: ИВАН ЦАРЕВИЧ или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение ИВАНА ЦАРЕВИЧА через такие испытания, которые и делают его достойным статуса “царевича”.

Мифопоэтический смысл сказок об ИВАНЕ ЦАРЕВИЧЕ кроется в этих испытаниях (ср. инициацию, которую В. Я. Пропп считал ритуальной основой для формирования волшебной сказки). Удача возможна только в крайнем случае, когда ИВАН ЦАРЕВИЧ готов к смерти, когда он фактически оказывается в ее царстве, но делая там единственно правильные ходы (благодаря собственным высоким качествам — смелости, силе, храбрости, наблюдательности и т. п. или внимательности к полезным советам), находит выход из нижнего мира и возвращается к жизни преображенным. В основе этою контакта со смертью и достижения через него “новой” жизни, связанной с обладанием высшими ценностями, лежит та же схема, что и в “основном” мифе о битве громовержца (см. Перун) со змеевидным противником, и в этом смысле сказка об ИВАНЕ ЦАРЕВИЧЕ продолжает этот миф в трансформированном виде и обнаруживает свою максимальную мифологичность именно в эпизодах, связанных с пребыванием в подземном царстве.

В целях ликвидации “недостачи” ИВАН ЦАРЕВИЧ отправляется на поиски исчезнувшей (похищенной) царевны или царицы; ею нередко сопровождают два старших брата (или два встреченных по пути спутника), которые оказываются мнимыми помощниками; когда путешественники приходят к яме, провалу, дыре, колодцу, пещере и т. п. и ИВАН ЦАРЕВИЧ спускается по веревке вниз, его братья (спутники) предательски обрывают веревку — сразу же или в конце, когда ИВАН ЦАРЕВИЧ, выполнив задачу, хочет вернуться на землю. ИВАН ЦАРЕВИЧ оказывается покинутым: он одинок, и теперь он может надеяться только на себя. В нижнем царстве (иногда оно делится на три царства — медное, серебряное, золотое) он обнаруживает царевну (или трех царевен), вступает в смертный бой с прилетевшим внезапно Змеем (часто огненным), пленившим царевну (царевен); он отсекает ему три головы (иногда последовательно три, шесть, девять или двенадцать), освобождает царевну; при этом сам ИВАН ЦАРЕВИЧ близок к смерти или даже оказывается убитым, но возрождается с помощью “живой” воды, приобретает силу благодаря “сильной” воде и, наоборот, лишает Змея его мощи, вынудив его хитростью отведать “бессильной” воды. В заключение ИВАН ЦАРЕВИЧ выбирается из подземного царства с помощью данного ему волшебного яйца (или трех яиц), в которое “скатывается” царство, или высокого дерева, орла, выносящего его на землю, и т. п.

Все эти детали отсылают к образам нижнего мира, стихий воды и огня, жизни и смерти, мирового древа и мирового яйца и т.п., т.е. к неизменным компонентам космологической картины, которые многое объясняют в схеме “основного” мифа. Оказавшись на земле, ИВАН ЦАРЕВИЧ достигает высшего из возможных статуса (иногда этому предшествует “катание” яйца, из которого “разворачивается” новое царство со всеми его ценностями). Этот статус определяется женитьбой на спасенной царевне, приобретением богатств (добра, драгоценностей), царской властью. ИВАН ЦАРЕВИЧ в сказочных сюжетах связан с братьями (иногда и сестрой, которая, между прочим, временно становится его женой), помощниками (дядька Катома, Никанор — богатырь, слепой богатырь, старичок, старушка и т.п.), с царевной-невестой; с Иваном Сученко, Иваном Быковичем, Иваном Коровьим сыном (Буря — богатырь), Иваном Кобылиным сыном, Белым Полянином, Вертодубом, Вертогором (ср. также Горыня, Дубыня и Усыня); с злой сестрой, ведьмой, Ягишной, Норкой — зверем, Кощеем Бессмертным, Змеем; с Солнцевой сестрой, Василисой (или Еленой) Прекрасной, Марьей Моревной, с Жар- птицей, серым волком и т.п. В целом ИВАН ЦАРЕВИЧ может быть соотнесен с образом мифологического героя, прошедшего через смерть, обретшего новую жизнь, с сюжетом глубинной связи умирания и возрождения.

Лит.: Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986; Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
Чакра
Следующая запись
буква Г
Добавить комментарий