Елена (Έλένη), в преданиях гностических сект симониан или еленгиан, спутница Симона-волхва. По сообщениям ортодоксальных христианских полемистов-ересеологов и назидательного иудео-христианского сочинения, известного под названием Псевдо-Климентин, Елена была блудницей в финикийском городе Тир
(что связывает ее образ с образом Астарты, в честь которой в этом городе практиковалась ритуальная проституция и которая сама, по некоторым версиям, предлагала себя мужчинам в городском храме); затем она появилась в окружении некоего Досифея, самаритянского претендента на сан мессии, выступившего вскоре после Иисуса Христа и широко применявшего лунарную символику (тридцать избранных учеников представляли дни лунного месяца, а Елена по созвучию своего имени с именем Селены — луну). Позднее Симон-волхв отнял у Досифея и сан, и Елену. Сведения о жизни и учении Симона-волхва имеют исторический характер. Первое свидетельство о нем находится в книге Деяния Апостолов (VIII, 9—24), где рассказывается, что архидиакон Филипп, успешно проповедуя евангелие в Самарии, крестил там одного волхва, Симона, считавшего себя "чем-то великим", творившего всякие многие чудеса и имевшего большое число последователей, которые видели в нем явление "великой силы Божией". Когда из Иерусалима прибыли апостол Петр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук низвести дары Духа Святого на крещенных, Симон якобы предложил им денег за сообщение ему их "секрета" и был строго обличен и отвергнут апостолами.
Собственно, Симон из Самарии прибыл в Тир, где на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там десять лет женщину Елену. Симон утверждал, что сам он — предвечный верховный бог, а Елена — его первая творческая мысль (эннойа, έπινοια), его премудрость т.е. София, космическая праматерь, породившая ангелов, архангелов и власти. Однако эти недобрые духи-мироправители из зависти пленили свою надмирную родительницу и обрекли ее на заточение в теле, на бесчестие и унижение "дольнего мира". По верованиям гностиков, она явилась как гомеровская Елена виновницей Троянской войны, а через тысячу лет очутилась блудницей в Тире, где Симон, следивший за всеми ее превращениями, подобрал ее, как добрый пастырь потерянную овцу. Некогда она была Еленой Спартанской, причем Парис похитил лишь ее призрак (эта версия отражена еще у Стесихора и Еврипида); затем Елена прошла через ряд перевоплощений, пока для нее не наступил час искупительной встречи со своим божественным отцом в лице Симона-волхва; предполагалось, что через ее освобождение освобождается страждущее духовное начало во всем мире. Этот миф о Елене представляет собой вариант гностического мифа о падшей Софии, временами оживавшего в романтической и неоромантической философии и поэзии, в том числе и во времена "русского серебряного века" и периода расцвета русских символистов.