Черепаха

Черепаха

Черепаха — животное, причисляемое в народной традиции к «гадам». Мифологические представления и диалектные названия роднят ее с лягушкой и со змеей. Ряд признаков сближает Черепаху также с ящерицей и кротом.

По народным легендам, Черепаха происходит из кушанья, которым из жадности не угостили странника (Христа), мать или кума, прикрыв еду миской: из яичницы, вареников (у украинцев), из хлеба и печеной курицы (у сербов, хорватов, боснийцев). Она происходит из ведьмы, которая стирала в праздник и, чтобы ее не заметили люди, легла на скамейку и накрылась корытом (у украинцев); из молодой невестки, которая не приготовила свекру хлеб к обеду и со стыда села на хлебную доску и накрылась квашней (у болгар); из дочки, которая во время приготовления теста срослась с хлебной доской и миской в результате материнского проклятия(у болгар). В наказание за жадность вареники превратились в черепах, а хлеб с курицей или яичница срослись с миской; ведьма срослась со скамейкой и корытом, а невестка — с доской и квашней, так появилась на светЧерепаха.

Некоторые украинские легенды связывают происхождение Черепахи с гадюкой, которая грозилась умерщвлять людей своим укусом; с летающим змеем, поедающим людей . Черепаха некогда летала, садилась на людей, объедала им носы и выедала глаза . В наказание Бог наградил Черепаху тяжелым панцирем . Как змею и других «гадов», Черепаху считают ядовитой, а укус ее смертельным.

Черепаху объединяет с «гадами» ее связь с громом, дождем и градом. Чтобы не бояться грома, в Сербии едят яйца Черепахи; убиение Черепахи вызывает град, а ее переворачивание — дождь, поэтому в Болгарии во время засухи ее переворачивают специально . Запрет убивать Черепаху македонцы объясняют тем, что она приносит счастье и просит Бога об урожае.

В болгарских космологических представлениях Черепаха, так же как и змея, держит на себе всю землю. Как и змея, Черепаха может добыть «разрыв-траву», с помощью которой можно отмыкать без ключа любые замки (у украинцев, белорусов, сербов, далматинцев), может свистеть (у поляков), а также проникать внутрь человека, выводя в чреве человека детенышей и вызывая тем самым появление у него опухолей на шее или на колене (у поляков) .

В Полесье наряду с широко распространенным представлением о ведьме в облике лягушки встречается поверье и об обращении ведьмы в Черепаху. В таком облике в пасхальную ночь ведьма проникает в хлев и отбираетмолоко у чужих коров.

Как уж, лягушка или крот, Черепаха оказывает влияние на молочность коров. На Украине считают, что у коровы будет больше жирного молока, если в молочное ведро положить Черепаху, что корова будет доиться густым молоком, если ей дать съесть черепашье яйцо. Подобно домовому ужу, ласке и кроту в роли покровителей скота, Черепаха оказывает благотворное воздействие на свиней. Чтобы свиньи велись и тучнели, в Белоруссии живую Черепаху закапывают в свинарнике; в Белоруссии, на Украине и в Болгарии держат ее в ушате, из которого кормят свиней. На Украине Черепаху считают полезной и для коров и поэтому ее кладут в ушат с коровьим пойлом.

Лит.:

Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 392-396.

Гура А.В

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
ЗАГОВОР НА КРОВИ
Следующая запись
ЧАКРЫ, ЦЕНТРЫ
Добавить комментарий