КА– (егип.), у древних египтян – физическое тело человека, соответствует стихии Земли; в санскритской терминологии – рупа.
Ка – двойник человека, внешне и по существу тождественный ему. По другим источникам ка – жизненная сила, отличающая одушевленные предметы от неодушевленных. Ка рождается и растет вместе с человеком, имея его недостатки и являясь одновременно духовной силой человека, его гением-хранителем. Кроме ка, египтяне различали следующие тела: ба, кхаба, апху, сеп, путах и атму.
Каир, Египетский музей (inv. № 30948).
КА (эфирное тело) — олицетворение питающей и охраняющей силы.
В древнейшие времена олицетворяло мужскую производящую силу (например, слово «бык» имеет звучание идентичное «ка»), став вскоре знаком духовной и душевной силы.
Дух – АКХ (хохлатый ибис или феникс), является «возвышенной сущностью» и «высшим разумом» человека. Оно занимает по отношению к КА подчинённое положение (Среднее царство).
Иероглиф «ка» воспроизводит магический жест с поднятыми руками, защищающий жизнь своего носителя от злых сил.
КА, по Уоллису Баджу, тонкое тело, которое существует до тела, двойник «личности», присоединяется при рождении к человеку (с виду как Аура) – матрица тела, которое несёт его отпечаток. Ка имеет бессмертную сущность (природу). По У.Б. «умственная, нравственная и духовная индивидуальность, рациональный наставник, дальновидный защитник, а в некоторых отношениях – даже как ангел-хранитель».
«Ка» рождается вместе с человеком и сопровождает его в качестве двойника. По смерти человека оно покидает тело, возвращаясь к своему божественному первоначалу. В своей последующей жизни «ка» нуждается в пище, которая ему преподносится как жертвоприношение или символически (что для египтянина не менее реально) в виде изображений в гробницах. Это обстоятельство способствовало тому, что пища также обозначается как ка-содержащая: мн.ч. «кау» — букв."жертвенная пища". Нередко вместо жертвенных столов изображался знак «ка».
«Пойти к своему ка» — «умереть».
В египетской мифологии КА — один из элементов, составляющих человеческую сущность. В литературе Ка нередко характеризуют как одну из душ человека, хотя термин «душа» не вполне точно раскрывает египетское понятие Ка. Первоначально, согласно «Текстам пирамид», Ка — олицетворение жизненной силы богов и царей, воплощение их могущества. Нередко они имели несколько Ка, например Ра — 14. Впоследствии, судя по «Текстам саркофагов» и «Книге мертвых», обладание Ка приписывалось всем людям. Ка в этот период не только жизненная сила, но и двойник, «второе я», рождающееся вместе с человеком, духовно и физически функционирующее нераздельно с ним как при жизни, так и после смерти. К. определяет судьбу человека. В гробницы ставили портретные статуи умерших, вместилища Ка, на них писали, что это Ка имя рек. Обитая в гробнице, Ка могло покидать ее и устремляться в загробный мир.
Изображали Ка в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях. Создателем Ка считался Хнум, с Ка связана также богиня Хемсут, хранящая людей. Древние изображения показывают, как бог Хнум создает на круге вместе с рожденным ребенком его «Ка».
В египетской мифологии Hemsut (или Hemuset) богиня судьбы и защиты. Она является представителем Ка. Ее головной убор несет щит, на котором изображены два перекрещенные стрелы.
Hemsut связывают с Нейт, которая имела тот же символ. Нейт иногда называют женой Хнума и матерью РА (или матерью Себека), хотя во время Древнего Царства её считали женой Себека или Сета (http://www.ancientegyptonline.co.uk/hemsut.html).
КА ассоциируется с Асаром, повелителем и архетипом всех КА в природе, а также духов предков в своём царстве Аментет.
Союз Асара (эфирного КА) и Осет (астральной БА) создаёт функцию (Ученику) для способности проникать в космические миры и двигаться в них.