ЙОГА – (от санскр. юдж – связь, единение, сосредоточение, усилие).
1. Учение и метод управления психикой и физиологи ей человека, составной элемент религиозных и философских систем Индии, ставящий целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны).
2. Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии, основанной Патанджали; осмысляет природу и функции йогических методов, этапы их применения и др. Основная философская идея – соотнесенность психофизиологии человека и Космоса (тела Вселенной). В общих философских вопросах придерживается учения санкхьи.
ЙОГА ВЕТРА – практика очищения трех центральных энергетических каналов тела (сушумны, иды и пингалы). Предшествует практике пхова.
ЙОГА ДИПИКА – (санскр.), йога прояснения, подробно описывающая как выполнять асаны и пранаяму в свете современных знаний и требований настоящего времени.
ЙОГА НИНДРА – (санскр.), йога, развивающая сознание во время сна; дремота, полусонное состояние.
ЙОГА ПАДА – (санскр.), третья из четырех последовательных стадий духовного развития в шайва-сиддханте, основной целью которой является самореализация.
ЙОГА СУФИЕВ – форма духовной практики, распространенная среди мистических мусульман и имеющая своей целью растворение человека в Боге путем любви к Нему. Результатом постоянных мыслей, или памятования (дхикр), о Боге является единение (таухид) с Ним, которое сопровождается отстранением (фана) от всех человеческих или природных качеств; единственной последующей формой бытия является Сам Бог.
ЙОГА-ВАСИШТХА – (санскр.), священный текст, излагающий путь Знания, или джнана йогу.
ЙОГА-СИДДХИ – (санскр.), совершенство, которое приходит посредством практики йоги.
ЙОГАЧАРА – (санскр.), философская школа буддизма махаяны. Рассматривает представление о единственной значимости психического бытия личности и возражает против абсолютизации концепции шуньяты в мадхъямике. Представители йогачарысчитают, что нереален внешний, или материальный мир. Йогачара развивает идею исключительной значимости виджняны. Основой школы является концепция алая-виджняны, своеобразного абсолютного сознания, содержащего «семена» всех психических и физических дхарм, имеющего природу не универсального, а индивидуального сознания.
ЙОГИЧЕСКИЙ ТАПАС – (санскр.), интенсивная практика аскетизма с целью быстрого подъема кундалини, что ведет к джняне, состоянию духовной мудрости.