Символ — как правило, не есть открытый признак (а судя по ряду новоизданных книг некоторые авторы это не осознают и путают). Символ — это почти всегда «намек» на нечто большее, но открыто не показанное.
Например, желая показать ведьм, художник мог показать: 1) непосредственные «колдовские» действия ведьм-женщин, например, отсекающих головы змеям и жабам или кромсающих тело младенца; 2) лишь какие-то устрашающие признаки и намеки возможности этих действий.
Причем, как любовник, встречающийся с любовницей, как шпион — встречаясь со шпионом, как вор — с вором передают друг другу знак условным жестом, так и опытный зритель, глядя на картину опытного художника, способен «расшифровать» те или иные символики-намеки.
Намек на магию, то есть на волшебство, на попытки «силового контакта» с чем-то невидимым, например, потусторонним, мог быть, в частности, показан с помощью атрибутов смерти — например, черепа и костей.
В картине «Кухня ведьм» Франкса Франкена (Голландия) такой череп как символ присутствует и, более того, намеренно выведен на переднем плане.
Сама картина выражает действия вполне невинные — компания женщин собралась в некоем помещении. Слева несколько подружек разжигают огонь и перемешивают что-то в котле. Итак, сами действия отнюдь не символичны, они не вызывают каких-либо тревожащих эмоций. Символ, возможно, единственно действенный на этой картине — это именночереп, символ смерти, который своим видом ни с того ни с сего вмешивается в действия внешне веселой и невинной женской компании.
Голубь и летучая мышь, живые цветы и сухая колючая ветвь, резвящийся младенец и недвижимый череп, яркая беззаботная бабочка в голубом небе и мохнатый угрюмый паук в темном углу, Солнце и Луна, текущая журчащая вода и сухая мертвая кость — это лишь некоторые попарно построенные объекты, которые могут играть роль символов Жизни и Смерти в самых различных художественных произведениях и ритуалах.