Бадняк

Бадняк

Начнем с того, что елка, без которой немыслим Новый год и Рождество, известна с 1642 г. И пришла она не "з лiсу, лiсу темного, де ходить хитрий лис", а из Страсбурга и Эльзаса. Оттуда попала в Австрию, в Венгрию (1819-1830), в Прагу (1820), а с начала XIX века — в скандинавские страны. 

Гораздо раньше использовалось так называемое рождественское полено (бадняк). Это толстый пень или бревно (реже — несколько поленьев), которое горело в очаге начиная с сочельника. Помните "12 месяцев" с их "Гори, гори ясно, чтобы не погасло… пусть в полях пшеница густо колосится…". Бадняк известен почти всем народам Европы и издавна символизировал щедрость урожаев и благосостояние в доме. "Ты гори, костер, гори, смолы вешние вари, ты гори до неба — будет больше хлеба". Поэтому, соблюдая различные церемонии, бадняк торжественно вносили в дом и поджигали. Причем иногда используя наидревнейший способ добывания огня — трение. Для охристианивания этого, в общем, языческого обряда на бадняке вырезали крест, а затем осыпали зерном, поливали маслом и т.д. Например, итальянцы считают, что обливание бадняка символизирует кровьХристову. Само горение в некоторых особенно упрямых местах (в той же Италии) должно продолжаться аж до Богоявления (19 января). Во Франции для полена выбирают дерево, плоды которого предпочтительнее. А в Испании и Португалии полено не жгут, а только опаливают рождественским пламенем, а потом хранят, надеясь на его чудодейственные свойства. В Германии, несмотря на то что оттуда и пошла рождественская елка, тоже была традиция с рождественским поленом. Причем бревно выбиралось настолько увесистое, что тащить к костру его приходилось лошадьми. 

Объясняется такое повальное европейское пристрастие к сжиганию ритуального полена несколькими причинами. 

Огонь очага — это солнце, которое подарит новый урожай. 
В пламени горящего очага и вообще в очаге живут души предков. 
Кормление полена как "гостя" и последующее его сожжение — часть культа домашнего очага.

Зола после сгорания рождественского полена обладала, по поверьям, волшебными свойствами. А искры из бадняка сулили богатый приплод скота. Поэтому по нему специально били, стараясь, чтобы искр было побольше. Во Франции бытует поверье, что сама Мария приходит посидеть у огня рождественского полена. А у норвежцев Рождеству предшествует праздник св. Люсии, то есть праздник грядущего света. Самые красивые девушки претендуют на эту роль. А норвежские дети выставляют на Рождество на шестах необмолоченные снопы для птиц.

В Италии искры, сыплющиеся из рождественского полена, символизируют не приплод скота, а сласти для детей. К традиционным сластям относятся панеттоне (вроде кулича), торроне (нуга с изюмом и варенными в мёде орехами), панджалло (кекс с изюмом и цукатами). Вообще итальянцы сохранили очень много языческих черт. Например, переодевание слуг в господ и наоборот. У Джованьоли в его "Спартаке" описаны веселые Сатурналии, праздник, когда возвращается золотой век Сатурна, когда нет рабов и хозяев. Это переодевание, по слухам, превратилось в предрождественские карнавалы (хотя эта версия появления карнавала — одна из десятка).

Екатерина НОВАК

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
ЭНЕРГИЯ МЫСЛИ
Следующая запись
Заповеди для чакр.
Добавить комментарий