Mahes (также Mihos, Miysis, Мyos, Maihes и Maаhes) древнеегипетский львиноголовый бог, чье имя означает “лев” по одной версии, и «тот, кто есть правда перед Маат» — по другой. Он виделся, как сын богини Баст, чью природу он разделял.
Махес был божеством, связанным с войной и погодой, также, как с ножами и лотосами; был воином-защитником богов, так же мог покровительствовать стражам меджаи — защитникам фараона; мог выступать в роли «пожирателя пленников», следил за «наказанием тех, кто нарушает Маат».Чаще при его упоминании использовали эпитеты — «Повелитель резни», «Обладатель Ножа», «Огненный (красный) бог».
Изображался в виде человека с головой молодого льва, зачастую с ножом в руке, увенчаный двойной короной Па-Схемти, двумя уреями или, чаще, короной Атеф. Его культ был сосредоточен в Тариме (Леонтополис) и Пер-Баст (Бубастисе). Часто его храм примыкал к храму Баст. Иногда ассоциировался с Нефертумом (как сыном Птаха) и изображался с лотосами рядом с ним. Так же изображался в виде льва, пожирающего жертву.
Первое письменное упоминание Махеса относится к Новому царству. Некоторые египтологи полагают, что Махес мог быть иностранного происхождения; действительно есть некоторые доказательства того, что он, возможно, был идентичен богу-льву Апидемаку, которому поклонялись в Нубии и Западной Пустыне, и был ассимилирован во время правления нубийской династии.
Как лев, бог и покровитель, был сыном бога Ра и Баст, покровительствующей Нижнему Египту, а также сыном Сехмет, солнечной львиноголовой богини, покровительствующей Верхнему Египту. Так как его культ был сосредоточен в Дельте, он был больше известен как сын Баст. Его отцом считался один из главных мужских богов, либо Птах, либо Ра, к тому времени слившийся с Атумом в единое божество Атум-Ра. В роли сына Ра Mахес боролся со змеем Апопом во время путешествия Ра по ночным часам.
Имея мощные атрибуты силы, кошачьи божества ассоциировались с фараонами, становясь покровителями Египта. Иероглиф “лев” использовался в таких словах, как “принц”, “сила” и “власть”. Имя Maahes начинается с иероглифа самца-льва, и самостоятельно это означает “того, кто видит вперед”. Тем не менее, первый символ также является частью слова Маат; когда Маат нарушена, боги будут работать над восстановлением порядка и истины, тогда как Махес будет направлен на покарание нарушителя. Интересно, что он так же мог быть защитником невинных, в своем аспекте защитника справедливости и истины.
Ручные львы содержались в храме, посвященном Mахесу в Tариме, примыкавшем к храму Баст/Сехмет. Древнегреческий историк Элиан писал: “В Египте поклоняются львам, и есть город, называемый в их честь (…) Львы имеют храмы и многочисленные места, в которых бродят; плоть волов доставляют им ежедневно (…) и львы едят под аккомпанемент песен на египетском языке “. Вероятно, именно таким образом возникло греческое название города Леонтополис.
“Львов разводили в храмах богов. Maahes охраняет дверь в астральный план, и его глаз и рука охраняют ворота ночи. Он назывался «обладатель ножа … Другой эпитет, “Красный Бог” отсылает к его кровавым жертвам, в то время как другие названия включают “Помощник мудрых”, “Властелин резни”,” Проявитель Воли”, “Инициатор” и “Мситель нарушителям”. Maahes отталкивает зло, защищает посвященных, и стоит на страже во время магических обрядов. Он является богом взгляда, бог солнца дельты Нила, и бог середины лета, который был вызван, чтобы привлекать души людей, богов и духов преисподней для гадания или чтобы открыть для себя истину вещей.”
— Maahes, Терри Шарп