Наставник и духовное руководство

Наставник и духовное руководство

Ни в одной сутре, тантре или шастре даже не упоминается, чтобы кто-либо обрёл состояние Будды без учителя. В равной степени можно и самому убедиться в том, что никто и никогда не зарождал в себе в одиночку, лично и одними своими усилиями, 
качеств, свойственных уровням и этапам (Пути).
 

Патрул Ринпоче, «Путь великого совершенства»

Мы, вообще говоря, нуждаемся в ком-то, кто направлял бы нас на Пути, обучал нас и вёл вперёд, указывая опасности по дороге и верный Путь Преодоления.

Лама как духовный родитель

Наставник, вожатый на духовном пути — это не руководитель в привычном смысле слова и не личность, оказывающая на нас своё влияние. Довольно сложно было бы очертить его роль. Пользуясь мирским примером, мы могли бы считать его как бы родителем, при этом одновременно и матерью, и отцом. Это человек, который помогает нам и направляет нас на духовном уровне, как наши родители воспитали нас на уровне мирском. Они научили нас, что делать опасно, а как поступать хорошо. Подобно этому лама учит нас на духовном уровне, что благотворно и неблаготворно, что положительно и что отрицательно. Он может направлять нас и вести к духовной зрелости. Следуя советам своих родителей мы познали и развились. Вот так же, внимая советам своих  духовных родителей, мы можем постепенно культивировать добродетель, отказаться от негативного, углубить нашу внутреннюю зрелость и раскрыться духом для реализации. Как мы высоко ценим доброту наших родителей и дорожим ею, так же необходимо что бы мы, чувствуя доброту своего ламы, испытывали по отнношению к нему подобную же признательность.

Но всё же здесь есть разница в уровнях. Наши родители воспитали нас, дали нам многое и научили тому, что есть благо в этой жизни, а теперь «духовный родитель» учит нас тому, что есть благо  одновременно и для нынешней жизни, и для всех грядущих существований вплоть до Пробуждения. Потому и благодарность, которую мы испытываем по отношению к нашим родителям, должна соответственно умножиться, когда речь идёт о «духовном росте».

Другое различие связано с любовью, как побудительным мотивом, действующим в родителях и в ламе. Мирские родители любят своих детей, сыновей или дочерей, но, в общем, эта их любовь только детьми и ограничивается, тогда как у ламы его любовь и сострадание распространяются на всех существ.

Ещё одно важное различие касается духовного воздействия. Наши родители помогали нам и творили для нас всяческое благо, но их доброжелательность и опека не имеют никакой связи с передачей духовного воздействия, связанного с Пробуждением и Буддой Ваджрадхарой, с наивысшим духовным достижением,— он находится в непрерывной линии передачи. Лама — носитель и выразитель наставлений и реализации, он передаёт нам Учение полезное для нашего Ума, благодаря чему мы можем воспринять духовное воздействие всех Будд.

Другое основополагающее различие связано с постижением Учения и его практическими достижениями: то чему научили нас родители, поможет нам реализоваться в этом мире — добиться положения в обществе, заработать деньги, стать богатым и обрести благоприятное мирское состояние. А посредством отношений, поддерживаемых с нашим ламой, мы сможем осуществить нечто бесконечно более глубокое, ибо эти отношения способны пробудить нас для духовной реализации, для состояния Будды, что бесценно и для этой жизни, и для иных существований, и для нас самих, и для всех существ. Поэтому деятельности ламы присуща способность порождать свершения. Он — канал, передатчик, посредством которого эти способности и осуществления могут, передаваясь, дойти до нас и помочь нам на самом глубоком уровне.

Об уровнях отношений с наставником

Всего существует три уровня, три ступени в наших отношениях с наставником, духовным учителем. Их обычно соотносят с тремя янами.

На уровне Хинаяны мы уважаем наставника и весьма благодарны ему за доброту, с которой он даёт нам Дхарму. Он называется на санскрите ачарья, по-тибетски лопён, т.е. «учитель, профессор» или упадхья, ио-тибетски кхемпо, «наставник». Это инструктор; он даёт наставления, сообщает правила поведения или следит за уставом монастыря.

В Махаяне связь с духовным учителем становится теснее, здесь он называется «духовный друг», т.е. советчик на внутреннем уровне.

Наконец, в Ваджраяне духовному другу придаётся ещё большее значение. На этом уровне он Лама (на санскрите — Гур). «Коренного ламу», т.е. ламу, который лично ведёт последователя Ваджраяны, считают Буддой Ваджрадхарой, сущностью и единством всех Будд трёх времён и десяти направлений. Он есть сущность их Тела, Речи и Ума, их добродетелей, их особых свойств и Просветленной деятельности. Таким образом, для практика Ваджраяны лама имеет предельную важность. Своими качествами он равен Будде, но более, чем другие проявления Будды, заслуживает почитания за доброту, с которой он передаёт нам наставления. Именно эта сущностная связь является основой и предпосылкой передачи духовного влияния и руководства на самом глубоком уровне, на уровне Ваджраяны.

Как Гампопа встретил Миларепу

У Гампопы было обыкновение ежедневно совершать ритуальный обход ступы. Как-то раз (а тогда в этой местности был сильный неурожай) он, идучи вокруг ступы, краем уха услышал разговор трёх голодных попрошаек.

Один сказал: «Эх, был бы я царем! Я бы тогда на всё своё ючото закатил пир»

Другой заметил: «А мне бы хоть чаем разжиться дамиской риса, — уже хорошо».

тут третий говорит: «Чего бы мне больше всего хотелось, так это встретиться с великим йогином Мипарепой. Он живёт в горах отшельником, а питаться может одним самадхи».

Услышанное имя Миларепы отозвалось в самой глубине души Гампопы. Ему немедленно захотелось разузнать о нём побольше, и он тут же подошёл к нищему: «Кто такой Миларепа? Что он делает?»

«Миларепа — это йогин, живёт в отшельничестве, это Великий Достигший, живет он в горах».

По просьбе Гампопы нищий рассказал ему, где и как найти Митрепу.

В то же время Миларепа у себя в горах давал наставление нескольким Ученикам. Вдруг он сказал: <<Через несколько дней ко мне придёт с юга замечательный монах . Это настоящий Бадхисаттва. Если кто-то из вас сможет помочь ему, это будет большой заслугой, он  очень поможет вам продвинуться к Пробуждению».

Вскоре Гампопа добрался до местности, где жил Миларепа. Ему встретилась одна из учениц, слышавших предсказание. Гампопа сказал ей: «Я пришёл с юга и ищу йогина Миларепу. Не знаешь, случайно, где он?»

Женщина ответила: «Ты с юга и ты монах… Очевидно, ты и есть тот великий Бодхисцттва, приход которого предсказал Миларепа. Я приведу тебя к Миларепе, как он сам просил нас».

Гампопа подумал: «Я, очевидно, очень незаурядный человек, раз великий Миларепа сделал обо мне такое предсказание!»

И он внутренне возгордился. Когда вслед за женщиной Гампопа пришёл к месту, где жил Миларепа, тот благодаря своим сверхобычных способностям увидел состояние его Ума. И, даром что Гампопа был благородным монахом, Миларепа не приглашал его к себе целых пятнадцать дней. От ожидания гордыня Гампопы съёжилась, и, наконец, Млиарепа позвал его к себе в пещеру. Гампопа вошел и почтительно простерся трижды перед Миларепой. Затем Миларепа предложил ему сесть и со словами «Добро пожаловать! Ну-ка, выпей!» — протянул ему чашу из черепа, полную чанга.

Гампопа смутился и замялся. С одной стороны, нельзя отказываться, если тебя угощает человек, к которому ты пришёл за наставлениями, а с другой, — монаху пить спиртное не положено. Выбирать было очень тяжело. А Миларепа настаивал: «Да не увиливай ты, пей!» И тут, отбросив все колебания, Гампопа одним глотком осушил чашу.

«Молодец! Есть-таки у тебя способность воспринять все наставления линии передачи».

Гампопа надолго остался у Миларепы. Он получил наставления, практиковал их, развил глубокое их понимание и обрёл истинную реализацию.

Кьябдже Калу Ринпоче 
"Просветленный разум"

 

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
МАНАС
Следующая запись
НАДЭГРЕГОРИАЛЬНОСТЬ
Добавить комментарий
  1. Aleksey
    Aleksey

    Интересно! Спасибо!