Как управлять собой, взаимодействовать с людьми, эффективно общаться
Грасиан Бальтасар (1601 – 1658)
*Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.
*Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.
*Никогда не спеши и не горячись. Научись управлять собой, тогда сможешь управлять другими.
*Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума – она-то и достойна личности.
*Прилаживайся к каждому. Умен Протей – с ученым ученый, со святым святой. Велико искусство покорять сердца: подобие порождает благосклонность. Изучать характеры и настраивать в лад; идти в ногу с серьезным и весельчаком, политично преображаясь, что особенно важно для подчиненных. Житейское искусство требует больших знаний, оно легче дается человеку универсальному с просвещенным умом и прирожденным вкусом.
*Угодничество опаснее ненависти.
*Одни друзья хороши вдали, другие – вблизи; тот, кто неловок в беседе, бывает превосходен в переписке. Расстояние сглаживает изъяны, невыносимые при близком общении.
*День без ссор – крепкий сон.
*Дабы унять злословие, не обращай на него внимания.
*Никогда не дерись с тем, кому нечего терять: это неравный поединок.
*Не доводи до разрыва – от него всегда страдает доброе имя.
*Когда ведешь разговор или спор, веди его так, как если бы ты играл в шахматы.
*Язык голову бережет.
*Много рассуждать – споры затевать.
*Молчание – алтарь осторожности.
*Учись разгадывать выражение лица, по внешним знакам читать душу. Различай: кто всегда смеется – от глупости; кто никогда не смеется – от злости.
*Притворное сомнение – наилучший ключик, с помощью которого любопытство раскрывает все, что пожелает.
*Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
*Не всегда возражай на возражения
*Неприятных вестей не сообщай и, паче того, не слушай.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес (Gracian y Morales) (1601, Бельмонте – 06. 12. 1658, Тарасона), испанец. Знаменитый писатель и теоретик литературы, ректор Таррасонской коллегии. Грасиан развивал литературное направление “концептизма” (conceptismo), стремившегося к смысловой перенасыщенности слова и фразы, к много-смысленности слова. Идеи концептизма, самым крупным представителем которого был Франсиско де Кеведо-и-Вильегас (1580–1645), нашли своё теоретическое обоснование в трактате Грасиана “Остромыслие и искусство изощрённого ума” (La agudeza y arte de ingenio, 1642; 2-е изд. — 1648).