Йога в вопросах и ответах

Категория: Новости, Парамедицина, Парапсихология, Сферы жизни, физическое состояние - Фев 04, 2013

Йога в вопросах и ответах

Несмотря на то, что занятия йогой сейчас чрезвычайно популярны во всем мире, опыт показывает: многие до сих пор не совсем понимают, что же такое йога

На самые часто задаваемые вопросы по этому поводу отвечают специалисты сети YOGA PRACTIKA.

Правда ли..

.что по-настоящему заниматься йогой могут только индийцы, ну или вообще «восточные люди»? И что западному человеку все это недоступно?

Нет, это неправда. Йога, хотя и родилась в Индии, не принадлежит какому-либо определенному народу или территории; точно так же она не имеет никакого отношения к определенным кастам или религиям. Конечно, в зависимости от конкретных условий необходима некоторая корректировка — например, если говорить в целом, у индийцев мышцы более мягкие и пластичные, чем у западных людей. С учетом этих и других особенностей и при разумно составленной программе заниматься йогой с пользой для себя и своего здоровья могут все — и европейцы, и африканцы, и жители Крайнего Севера.

…что для успешной практики йоги необходимо полностью погрузиться в ее философию? Что без этого не будет прогресса?

Йога — прежде всего, практический метод, хотя она и входит в одну из шести официально признанных в Индии философских систем. Люди, которые хотят заниматься йогой «для здоровья», совершенно не обязаны загружать свой мозг философией. «На наших занятиях, — говорит Елена Ульмасбаева, директор Московского центра йоги Айенгара, — мы стараемся связать основные понятия философии йоги с практикой. Это делается для того, чтобы люди, посещающие наши классы, понимали: законы, которые управляют телом и психикой человека, его поведением и эмоциями, и законы, управляющие окружающим нас миром — едины. То есть, основные понятия философии йоги даются опосредованно, через практику».

… что для прогресса в йоге нужен аскетизм?

Конечно же, нет. Такое мнение основывается на стереотипном представлении об адепте йоги как об истощенном, в набедренной повязке, заросшем бородой отшельнике, который спит на гвоздях и годами обходится без пищи. Но это всего лишь образ, растиражированный кино и беллетристикой. Кстати, в христианской традиции было немало аскетов (тех, кто «умерщвлял плоть»), но вряд ли кто-то станет проводить жесткую параллель между христианством и аскетизмом.

Среди йогов наверняка есть аскеты — точно так же, как и вообще среди всех людей. Но в целом йога и аскетизм — это все-таки разные вещи. В Бхагават-гите написано: «Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом… Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить свое физическое состояние, занимаясь йогой». То есть, йога, прежде всего, призывает к умеренности, а вовсе не к каким-то крайностям.

…что йога — это, прежде всего, дыхание?

Вообще говоря, вся наша жизнь — дыхание. Действительно, разные виды пранаямы (специальной техники контроля над дыханием) можно назвать основой йогической практики. Так же, впрочем, как и выполнение асан (поз). Другой вопрос, что для того, чтобы начать заниматься пранаямой, необходимо укрепить тело и стабилизировать ум с помощью практики асан.

Если у человека сутулая спина, грудная клетка «закрыта», область диафрагмы зажата, если человек не может расслабляться, не может сконцентрировать внимание на объекте, и так далее — тогда практика пранаямы не даст развития, а может даже навредить. «Именно поэтому, — говорит Елена Ульмасбаева, — мы начинаем учить пранаяме, как минимум, после года регулярных занятий асанами».

А когда можно переходить на следующий уровень занятий? Как понять, скажем, что ты уже готов для того, чтобы практиковать пранаяму?

Продвижение от уровня к уровню зависит от индивидуальных особенностей, возраста, состояния здоровья, регулярности занятий. Оценить ваше состояние и рекомендовать перейти в класс другого уровня может постоянный преподаватель — надо его просто спросить об этом. Если вам уж совсем не терпится перейти в более интенсивный класс, вы, конечно, можете это сделать. Но при этом продолжайте ходить в начальные классы, чтобы нарабатывать базу.

А могут ли верующие заниматься йогой? Не противоречат ли занятия йогой религиозным убеждениям?

Это похоже на вопрос «А можно ли играть в шахматы, не противоречит ли это религиозным убеждениям?» — ведь традиция йоги, как и традиция игры в шахматы, уходит корнями в индийскую культуру.

В Индии йогой занимаются люди, принадлежащие разным вероисповеданиям, и этот вопрос там не возникает. Да, за практикой йоги стоит определенная философская школа, но это тоже не противоречит никаким религиозным убеждениям — одно и другое соотносятся так же как, например, западные школы философии соотносятся с христианством.

Удивительно, но чаще всего такие вопросы задают именно христиане, особенно православные. Видимо, духовники, запрещающие своей пастве заниматься йогой, реагируют на слово, в которое часто вкладывается смысл, далекий, а порой и противоположный нашей практике. В частности, слово «йога» вызывает отторжение потому, что ассоциируется с разного рода тоталитарными сектами — а это совершенно не соответствует действительности. Йога — не секта. И не религия. Это система техник, способствующих сбалансированному развитию человека, как физическому, так и психоэмоциональному.

Человек может практиковать йогу, не вкладывая в это никакого высшего смысла: просто заниматься телом, дыханием и упражнениями на концентрацию, и относиться к этому, как к практике для здоровья, как к гармонизации внутреннего и внешнего пространства. Можно быть иудеем, мусульманином, буддистом, индуистом, христианином или атеистом — и притом заниматься йогой, ведь она не критикует ни одну из религий, равно как и не призывает под знамена ни одной из них.

Хотя можно сказать, что истинно христианский образ жизни — это и есть йога. Махатма Ганди, национальный герой Индии, был последователем йоги, но его настольной книгой была Библия. А принципы ямы (первой ступени йоги, о которой мы уже рассказывали раньше), во многом похожи на библейские заповеди: ненасилие, правдивость, неворовство, целомудрие, нестяжательство. Впрочем, примерно такие же своды правил вы найдете во всех религиях мира.

Правда ли, что йога — это все-таки мистическое учение, и главная ее задача — развитие сверхъестественных способностей?

На самом деле, в йоге нет ничего мистического. Возможно, такое представление о ней сложилось потому, что долгое время она была «закрытым» учением, передающимся от учителя к ученику. Кроме того, свою лепту внес факиризм (все то же лежание на гвоздях и так далее) и плюс к тому новомодные неоиндуистские течения, которые, к сожалению, принято ассоциировать с йогой. Что же касается развития определенных способностей…

Да, йога делает человека более гибким и сильным — не только физически, но и ментально, развивает концентрацию, умение видеть приоритеты и отсекать то, что мешает сосредоточиться на главном.

Возможно, в наше время такие способности действительно можно назвать сверхъестественными!

Ваша онлайн – реклама на сайте « Ясный свет»

Комментарии в RSS

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.


  • ЯСНЫЙ СВЕТ

    «Проясняйте и просвещайтесь»