Иероним Босх, триптих/ Сад неземных наслаждений
Полиморфный символ. По некоторым предположениям, сад Эдемский находился на острове вблизи Бахрейна. Шумеры его называли «Дильмун», то есть рай.Там дул прохладный ветер, качались зеленые ивы и текли чистые прозрачные реки, где был виден каждый камушек на дне.
Платон в садах вблизи Афин в IV веке до Р.Х. основал философскую школу, посвятив ее мифическому герою Академу. Это пространство искусственного в сфере естественного, место подчинения, окультуривания природы, антитеза леса как вместилища хаотических природных сил.
В то же время это образ гармонии космоса, что в особенности подчеркивается в традиции Востока.
Сад — огражденное пространство, и в этом плане он сближается с образом города; подобно последнему, может связываться с женским началом.
Сад может выступать в качестве одного из образов рая (например, библейский Эдем), что особенно характерно для ближневосточных традиций и связано с природными условиями региона, где оазис в пустыне наделяется сакральным статусом.
В фольклоре сад также предстает как источник чудесных плодов (молодильных яблок и т. п.) и связывается с символикой плодородия, изобилия и бессмертия.
Японский сад камней, концепция которого была навеяна учением дзэн-буддизма, — это образ хаотичной гармонии и гармоничного хаоса, высшего синтеза культуры и природы: его каменные глыбы как бы остаются первозданно природными, хотя на них легло дыхание человека. Сад камней выступает как модель мира: по словам самих создателей сада, камни среди песка суть «островки в океане вечности». В нем 15 камней, однако, как ни смотри, из одной позиции больше 14 из них не видно. Этот не достижимый для взора камень символизирует непостижимость вселенной в ее полноте и бесконечности.