Невеста

НевестаКонстантин Егорович Маковский /Картина Под венец. 1884

Невеста — один из центральных персонажей свадебного обряда наряду с женихом.

В ходе обряда поэтапно меняются социально-возрастное положение и родственные отношения Невесты. Процесс обрядового «перехода» для Невесты более актуален, чем для жениха, она более уязвима для злых сил, ей в отличие от жениха приходится переходить на чужую сторону, в новую семью. Поэтому большинство оберегов, вступающих в силу после сватовства, касается именно Невесты, а обрядность, связанная с ней, разнообразнее, чем у жениха. Невестой нередко начинали именовать девушку уже по достижении брачного возраста. Отличительные атрибуты ее до вступления в брак — различные кольцеобразные девичьиголовные уборы, оставляющие открытой макушку, в том числе венок.

На сватовстве Невеста выражала свое согласие на брак с помощью условных знаков: выходила из укрытия и садилась за стол (у русских), мела пол от порога, соскакивала с лавки на расстеленную верхнюю одежду свата (у белорусов), колупала печь (у украинцев, поляков), соглашалась выпить (у словаков), брала деньги от свата (у черногорцев) и т.д. В некоторых местах, особенно у русских, после сватовства устраивались смотриныНевесты, на которых ее заставляли показаться в разных нарядах, пройтись, помериться ростом с женихом, обслужить гостей. Предбрачный сговор сторон завершался обручением, или помолвкой, после чего Невестуназывали «сговоренкой», «княгиней» и т.п.

Обряды кануна свадьбы знаменуют для Невесты разрыв с прошлым: Невеста прощалась с подругами и родным домом, оплакивала девичью жизнь. У русских, у чехов плач считался обязательным для Невесты (для этого ей кое-где даже натирали глаза луком): иначе ей придется плакать всю замужнюю жизнь. У русских Невесты оплакивала свою косу, красоту, «волю», девичий наряд; у белорусов давала подругам примерить свой венок, танцевала с каждой перед отъездом к жениху; у украинцев раздавала им ленты на память; у поляков прощалась с хлебом, целуя его. У македонцев в целях оберега Невесты подруги неотлучно находились у Невесты, ночевали вместе с ней перед свадьбой. У русских и у южных славян устраивалось ритуальное мытье Невесты с магическими действиями и оберегами. К кануну свадьбы у восточных славян, поляков, мораван, болгар, македонцев приурочивалось расплетение косы Невесты (иногда вслед за тем заплетание ее по-девичьи или по-женски), представляющее собой начальную фазу перемены невесте прически и головного убора.

Ослабление социальных связей Невесты до окончательного оформления брака сближает этот переходный период со смертью, что проявляется в символических «похоронах» Невесты при угощении блинами, в изоляцииНевесты — в запрете прикасаться к ней, ее молчании, отдельном угощении, бездвижности (Невеста по пути к венчанию лежит, как сноп), отделении от внешнего мира (закрывание лица Невесты покрывалом). СакральностьНевесты в этот период обнаруживается в ее сверхъестественных способностях: по поверьям южных славян, Невеста могла сглазить окружающих в момент снятия с лица покрывала, вызвать засуху, если ее не напоить подороге к венчанию, обладала даром прорицания (предсказывала больному срок излечения). Белорусы воспринимали Невесту как «нечистого человека»; в белорусских и украинских свадебных песнях люди в церкви и ее мать не узнают обвенчанную Невесту , матери жениха сообщают, что ей привезли невестку, как зверя, черта с болота, волчицу из темного леса («на народ як глянець, дык народ аж вянець»), а при выведении Невестыпосле брачной ночи поют, что ведут тура. Мотив неузнавания Невесты в ее новом качестве согласуется с происхождением самого слова «невеста», первоначальное значение которого было «неизвестная» (Конрад: возможно, однако, и толкование «мертвая», от слова «навь». Она умерла для своего рода, отсюда и нечистота, и сглаз и т.п.) .

После венчания Невеста переставала плакать и именовалась уже не «княгиней», а «молодицей», «молодухой» и т.п. С выкупом косы Невесты стороной жениха власть над Невестой переходила к жениху. Заплетение двух кос и надевание женского головного убора, полностью закрывающего волосы (повойника, чепца и т.п.), означало переход Невесты в группу женщин.

Ритуальные действия при вступлении Невесты в дом жениха знаменовали приобщение ее к новому домашнему очагу. Например, у поляков Невеста входила в дом жениха с хлебом или зажженной свечой, принесенными из родного дома, целовала порог, кланялась печи, разводила огонь, обходила вокруг стола, садилась на хлебную дежу, кормила скот. Лишение Невесты невинности в первую брачную ночь расценивалось в некоторых традициях как опасное для Невесты, в других — как обязательное, поэтому в случае импотенции жениха Невесты призывала старшего «боярина» (у украинцев) или дефлорацию совершала специальная женщина (у болгар). Нередко жениха в эту ночь заменял его дружка, музыкант, старший брат, отец, крестный, дядя и т.п. На Украине, в Болгарии, Македонии большое значение придавалось целомудрию Невесты и его публичному засвидетельствованию (осмотр постели, сорочки). «Нечестную» Невесту подвергали ритуальному наказанию, считали ее причиной бед в семье и в селе (мора скота, засухи).

(Конрад: А у многих великороссов наоборот, девушка должна иметь ребенка, чтобы не считаться «яловой»)

В конце свадьбы повсеместно происходил обряд мытья или умывания Невесты после брачной ночи. Очистительный характер имело также первое после свадьбы посещение Невестой церкви. Для проверки хозяйственных способностей, Невесту заставляли идти по воду, топить печь, мести дом, прясть, печь хлеб, доить корову и т.п. Во взаимных визитах в конце свадьбы и в последующие праздники (на масленицу, в Великий пост, на Пасху, вПетров день) устанавливались новые семейно-родственные отношения Невесты. У болгар родители и родственники жениха «прощали» Невесту, которая целовала им руку и кланялась, после чего с нее снимался запрет разговаривать с ними, и она называла их ласковыми прозвищами. На пирушке для замужних женщин Невеста просила принять ее в свою компанию. Невесте присваивались новые наименования, действующие в первый год брака («вьюница», «молодуха», «молодица» и т.п.).

 

Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1988.

 

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
ИПАТИЯ
Следующая запись
ПАДА
Добавить комментарий