Праздник

Праздник

Праздник — одно из главных понятий народного календаря, «сакральное» время, противопоставленное повседневному, «профанному» времени будней. Различаются великие, большие и малые ПРАЗДНИКИ. К первым относятся Рождество, Пасха и Троица, празднуемые несколько дней; ко вторым— остальные «годовые» (двунадесятые) ПРАЗДНИКИ — Благовещение. Крещение, Успение и т.д.. к третьим — прочие.

ПРАЗДНИКИ отличаются от будней запретом на все или некоторые виды работ, который вступает в силу накануне ПРАЗДНИКА, после захода солнца. Нарушение запрета грозит, по народным верованиям, разного рода несчастьями и прежде всего — неблагополучными родами и неблагополучием домашнего скота и приплода. В Полесье считали, что калеки рождаются в семьях, где, вопреки запрету, работали в праздник. Сербы верили, что пренебрежение таким праздником, как Русальный четверг (четверг после Троицы), грозит разливом реки и наводнением. Особенно опасными были работы на земле; нельзя было брать в руки топор или косу. В некоторые ПРАЗДНИКИ запрещалось даже топить печь, готовить пищу и исполнять другую домашнюю работу. На Черниговщине в «великие» ПРАЗДНИКИ не мели хату; повсюду в ПРАЗДНИК остерегались одалживать что — либо из дома. У болгар Пиринского края накануне крупных ПРАЗДНИКОВ запрещались супружеские сношения.

Будучи христианским по составу ПРАЗДНИКОВ, народный календарь сохраняет дохристианское мифологическое понимание ПРАЗДНИК. Названия праздников нередко включают эпитеты, не имеющие ничего общего с христианским содержанием. ПРАЗДНИКИ (и дни) могут быть «святыми, светлыми, чистыми, благими», с одной стороны, и «злыми, потными, вредными, некрещеными, страшными, тяжелыми, кривыми, пустыми, напрасными, никакими» — с другой. Дни (праздники) могут быть также мужскими и женскими, молодыми и старыми, куцыми и хромыми, безумными (бешеными) и глупыми, шилыми и глухими, мертвыми и веселыми, крепкими и тяжкими, богатыми и бедными, крутыми и ленивыми, толстыми (жирными) и голодными, теплыми и холодными, сухими и мокрыми, огневыми и водяными, градовыми и ветряными и т.п.

Для обозначений ПРАЗДНИКОВ широко используются цвета: дни бывают белыми, красными, черными, зелеными, пестрыми; символы, связанные с растениями: ср. Яблочный Спас, Вербная неделя, Цветное (Цветочное)воскресенье, Кленовая суббота, Ореховый Спас, Травяная пятница и т.п.; бывают также дни, ПРАЗДНИКИ и периоды волчьи, лисьи, медвежьи, конские (лошадиные), песьи, змеиные, птичьи, куриные, гусиные, мышиные и др.; используются термины родства: ПРАЗДНИКИ могут обозначаться по отношению друг к другу как батька, мать, племянник и т.п. Ср. полес. Варвара — Миколина матка. Сава — Миколин бацька; рус. Масленица —Семикова племянница и т.п.; в белорусском заговоре: «Святая Покрова — мамка Христова». «Святэй дух и святая Троица, и святэй Трайчонак» и т.п.

В толковании и оценке ПРАЗДНИКОВ также проступает языческая основа народного календаря. Даже крупные церковные ПРАЗДНИКИ могут в народном восприятии утрачивать свое содержание, исконный смысл. Так, кБлаговещению (25.111/7.IV) у восточных и южных славян приурочены языческие по своему характеру обряды встречи весны и обряды очистительного характера, совершаемые с целью защиты от змей, насекомых, сорняков и т. п. «Благая весть» понимается как весть о наступлении весны, пробуждении земли от зимнего сна. Обрядность и фольклор праздника Рождества, хотя его христианский смысл, безусловно, не утрачен, включают элементы, совершенно чуждые этому смыслу,— элементы, связанные с культом предков и представлением об опасности всего периода рождественских ПРАЗДНИКОВ (святок).

Само понимание ПРАЗДНИКА как опасного для людей разрыва границы между «тем» и «этим» миром составляет элемент языческой картины мира. Все ПРАЗДНИКИ, как большие, так и малые, считаются опасными. На Житомирщине на все годовые ПРАЗДНИКИ «обсевали» маком хату, хлев и очерчивали их мелом. Сербы считали, что ребенок, родившийся в Сочельник, будет несчастным, а родившийся на Рождество — еще несчастнее; родившийся на Пасху останется сиротой и т.п. Белорусы верили, что теленок или поросенок, родившийся на Благовещение, «не уйдет от волчьих зубов». Особая злокозненность приписывается некоторым ПРАЗДНИКАМ, например, у восточных славян — Варваре, Чуду, Десятухе и др.

В фольклорных текстах и в верованиях часто выступают персонифицированные ПРАЗДНИКИ, которые могут приходить, пугать, наказывать, у них просят помощи. В украинских и белорусских заговорах к ПРАЗДНИКАМ обращаются так же, как к святым, к Богу и Богородице: «Праздники годовые, великие, малые, приступите, поможите…»

День недели, на который пришелся один из крупных «неподвижных» ПРАЗДНИКОВ, т.е. закрепленных за определенной датой, приобретал на целый год особую магическую силу, его выбирали для удачи в том или ином деле. Воспоминание о ПРАЗДНИКЕ могло спасти человека, заблудившегося в лесу; надо было лишь вспомнить, в какой день недели было Рождество, затем взять земли из-под ног и посыпать себе на голову, тогда «блуд» освобождал человека. Чтобы летом избежать в лесу встречи со змеей, надо было сказать: «Благовещение было в такой-то день недели».

Лит.:

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко — этнографического исследования. Л., 1963;

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Т. 1—4. М., 1973—1983.

С.М.Толстая

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
Страстной четверг
Следующая запись
Алхимия
Добавить комментарий
  1. Любовь Платко
    Любовь Платко

    И Вас с праздником!!!