Пастух

Пастух

Пастух — главный персонаж в обрядах и верованиях, связанные с защитой, сохранностью скота, особенно во время летнего выпаса. ПАСТУХ выполняет целый ряд обрядовых действий, связанных, по поверьям, с благополучием своего стада. Особым почтением пользуется ПАСТУХ на Русском Севере, где его считают колдуном, имеющим связь с лешим и другими потусторонними силами.

Считается, что ПАСТУХ заключает с лешим договор, по которому «дает» ему лучшую корову и обязуется соблюдать ряд запретов (не собирать лесных ягод и грибов, не отгонять комаров и мух, не разорять муравейники и т.д.), за что леший обеспечивает ему сохранность стада. Скрепляя договор, ПАСТУХ произносит заговор («отпуск»), обходит вокруг стада с замком и ключом, бросает запертый замок в лес, закапывает бумагу с написанным заговором в укромном месте, где оставляет его до конца выпаса скота, и т. д. В некоторых русских и полесских селах ПАСТУХ все лето не стрижется, не имеет половых сношений, не берет с собой в поле нож и т.д.

Множество обрядовых действий совершается ПАСТУХОМ (иногда вместе с хозяевами) при первом выгоне скота в поле. Чтобы прогнать нечистую силу, «зло», сосредоточенное на пути к пастбищу, пастухи в Моравской Валахии и в Карпатах громко хлопали бичами, свистели, звонили в колокольчики, играли на трубе, дудке и т..

В Карпатах главный ПАСТУХ вел стадо на пастбище окольными путями, закапывал на окраине села цепь с замком или веревку, на которой спускали в могилу покойника (чтобы не разбегались овцы), рисовал пастушеской тростью крест на земле, чертил ножом поперек дороги «границу», которую не смеют пересечь духи, бросал на мостгорсть соли, натирал овцам копыта чесноком и т. д. По прибытии на место выпаса гуцульский ПАСТУХ всаживал топор слева от двери в пастушью хижину, добывал огонь трением сухих поленьев, подкладывал тлеющую головешку у входа в загон, кропил стадо святой водой.

Как правило, у восточных славян пастух обходил скот с хлебом, солью, яйцами или яичницей, свечой, топором, замком и ключом и т. д. У всех славян важное значение имели предметы, которые ПАСТУХ клал себе в сумку при выгоне стада. Так, оберегая стадо, ПАСТУХ носил с собой в поле яйцо, хлеб в виде креста, крупицу освященной соли, свечу, различные «магические» травы, освященный мел, угольки, а у южных славян — пули, использованные при выстреле в момент отправления на пастбище. Чтобы ПАСТУХ не задремал на пастбище и не был ленивым, в день выгона скота его обливали водой.

На Рождество в украинских Карпатах и Словакии пастухи разносили по домам прутья, которыми следовало весной выгонять скот. В Высоких Татрах пастухи раздавали накануне выпаса прутья с хвойными «лапами», за что получали от хозяев деньги и угощение. ПАСТУХУ отводилась важная роль в обрядах, совершаемых во время падежа скота: он добывал «живой огонь» для очистительного костра, прогонял стадо через костер или «сквозь землю», т. е. вырытый в земле ров.

Обычай чествования ПАСТУХА распространен у всех славян. Помимо регулярной платы натурой, ПАСТУХА одаривали в день выгона скота и по окончании выпаса осенью; в Брестской области такое угощение называлось «запасне» и «допасне». Кроме того, пастухов чествовали на Пасху, в Юрьев день, на Троицу, в Петров день и т.д.

В качестве угощения пастухам обычно готовили яичницу или давали продукты для ее приготовления. У русских чествование пастухов в день выгона скота называлось «мирская яичница». На Смоленщине приготовление пастухами и подпасками яичницы превращалось в сложный обряд, цель которого состояла в том, чтобы «зверь» «не увидел», «не коснулся» «скотинки», чтобы «у зверя не разомкнулись зубы» и т.д.

Иногда пастухи сами ходили по хатам и собирали подарки, но чаще ПАСТУХ стоял у околицы села и принимал пироги, лепешки, деньги и холсты. В высокогорных областях Словакии главным ПАСТУХОМ устраивалось «угощение на пастбище», оно заканчивалось музыкой, традиционными песнями и плясками. В Польше во время пиршества совершался обряд выбора «короля пастухов»: им становился тот, кто первым пригнал скот на пастбище.

Лит.:

Дурасов Г.П. Обряды, связанные с домашним скотоводством на Каргополье, в конце XIX — начале XX в. // Культура Русского Севера,. Л., 1988;

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

А.А.Плотникова

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
Веды об Абсолютной Истине
Следующая запись
Начало
Добавить комментарий