Ангел

Ангел

 

Ангел — в церковной книжной традиции Божий посланник, охраняющий людей, посредник между ними и небом. В народном представлении Ангелы — молодые, красивые длинноволосые юноши с большими крыльями, в белых, иногда позолоченных одеждах, обычно с посохом в руке. Чаще всего они невидимы, но иногда могут, по сербским верованиям, принимать облик бабочки или нищего, приходящего во время обеда; по болгарским верованиям, если Ангел послан с Божьей вестью, он может появляться в виде оленя с золотыми рогами.

Ангел стоит за правым плечом человека, а черт — за левым, потому и плевать, по суеверию, следует через левое плечо, спать ложиться на левый бок, «чтобы придавить черта» (Болгария, Софийский край). Иногда считают, что за правым плечом — добрый Ангел, а за левым — злой (Македония, Охрид). Ангел и черт каждого человека борются друг с другом; Ангел охраняет человека от зла, черт склоняет ко злу. Ангел может быть сильным (болгары о хорошем человеке говорят: «У него сильный ангел») или слабым (болгарское: «У него слабый ангел»); сильный и слабый Ангел бывает и у животных: например, у коня всегда слабый Ангел (банатские геры). Человека со слабым Ангелом может одолеть нечистая сила, он может наступить на след, «свихнуться» и т.п. Ангел бывает милостивым либо упрямым (Гевгелия). Ангелов столько, сколько людей и животных (Болгария). Ангел сопутствует человеку от рождения до смерти: в час смерти Ангел стоит в головах, а смерть — в ногах. По верованиям всех славян, Ангел берет душу умершего и водит ее по местам, где тот жил; по болгарским верованиям, выманивает ее из тела золотым яблоком.

Согласно поверьям белорусов Витебщины, Ангел обходит спящих людей. Нередко он стоит у окна, поэтому нельзя за окно плевать, выливать помои и т.п. С Ангелом могли приходить на землю души предков, например, он приводил их на Крещение, чтобы и они могли креститься в Иордани.

Грудной младенец считается ангелом Божьим, белорусы на Витебщине называют его анёлак; по украинским представлениям, он разговаривает с Ангелом, а когда у него зарастает темя, он забывает все, о чем говорил с Ангел, и начинает говорить с людьми. Ребенок, умерший крещенным, но не отведавшим материнского молока, становится на небе Ангелом, однако немым и не во всем равноправным с другими Ангелами; ему нельзя молиться и т.п. (Витебщина). У южных славян (Полица в Далмации) поминки по младенцу назывались радование, т.к. считалось, что родители должны радоваться, получив своего защитника на небесах в виде маленького Ангела.

Владимирские крестьяне верили, что на петухе «ангельский чин» и потому нечистая сила к нему не может подступиться; сербы Косова Поля говорили, что Бог приказал петуху петь на земле, а Ангелам — на небе. Сербы в Боснии считали, что голуби — бывшие Ангелы, поэтому не убивали и не ели голубей. По болгарской легенде, кукушка за согрешение была превращена из Ангела в птицу. Волов в упряжке болгары обычно называли Ангелами: «Не бейте ангелов!», «Не мучайте ангелов!»

По народным легендам, Ангелы — прислужники Божьи, они охраняют небесные врата на каждом из семи небес (Сербия), выносят солнце на восходе (Болгария, Софийский край), носят воду на небо по радуге, летают вокруг престола Божьего (Сербия, Гружа), поют в раю песни (Болгария, район Тырново). Боснийские мусульмане полагали, что среди Ангелов, гонящих облака, один слепой, а другой глухой, а на Русском Севере (Шенкурский уезд) считали, что «ветры — это ангелы».

По книжной «творимой легенде», Ангелы созданы «прежде всякой твари», а по другой версии — в четвертый день творения вместе со светилами. Церковная традиция различает девять чинов ангельских: Серафимы, Херувимы и Престолы (высшая категория); чины Господства, Силы и Власти (средняя); чины Начала, Архангелы и Ангелы (низшая). Последние стоят ближе всего к людям, наставляют и поддерживают их. Апокрифическаялитература повествует еще о десятом чине — Ангелы, которые «въ демоны приложися». Мотив борьбы Ангела-хранителя и Ангела – сатаны присутствует во многих произведениях древнеславянской литературы. В древнерусской «Беседе трех святителей» написано: «Иван рече: отчего гром сотворен бысть? Василий рече: два ангела громная есть: эллинский (языческий) старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молнiйна. Вопросъ: что есть громъ и молнiя? Толкъ: ангелъ Господень летая бьетъ крылома и гонитъ дiавола».

Н.И. Толстой

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
Алхимия. История и символика
Следующая запись
Подключение к Денежному эгрегору (общие правила)
Добавить комментарий