Качели

Качели

Качели,качаться на качелях — средство и форма досуга, которой в народной культуре приписываются магические функции (прежде всего продуцирующая и апотропеическая). Качели наиболее популярны у восточных и южных славян, у западных встречаются крайне редко.

Качели устраивались у южных славян на масленицу или в Юрьев день, у восточных — в день Сорока мучеников и на Пасху. В отличие от других развлечений (хороводы, пение и т.п.) качание на Качеляхразрешалось во время Великого поста, а затем, прерываясь на период Страстной недели, возобновлялось на Пасху и продолжалось в течение всей Светлой недели. Последним днем, когда могли качаться наКачелях, было Петровское заговенье — восьмое воскресенье по Пасхе.

 

Качание на Качелях признавалось обязательным для молодежи и воспринималось как магический способ «подвигнуть» девушку или парня к супружеству. В Болгарии юрьевские качели были обязательными для девушек, вступающих в возраст невест; в других областях качались на Качелях только те парни и девушки, которые не вступили в брак в истекший мясоед и надеялись сделать этоосенью. В Македонии в Юрьев день молодые девушки качали на Качелях старых дев и били их при этом крапивой, «чтобы те вышли замуж в течение года».

У южных и восточных славян качание на Качелях относилось к магическим действиям, способствующим вегетации; люди качались, чтобы лен и конопля выросли высокими. В Сербии на масленицустарики качались на Качелях, чтобы «конопля, пшеница, рожь и ячмень выросли высокими». В Болгарии на масленицу самые старшие женщины в доме, положив за пазуху яйцо, качались «чтобы конопля была большой». В Македонии в Юрьев день старики качались и говорили друг другу: «Покачаюсь, чтобы быстрее созрел хлопок».

Чтобы обеспечить себе здоровье на весь предстоящий год, для Качелей выбирали зеленое, крепкое и молодое дерево, полагая, что качание на сухом или старом дереве может привести к болезням и неудачам в течение года. Нередко качались на кизиле. По верованиям сербов и хорватов, весеннее качание на Качелях предохраняло человека в течение года от болей в спине.

 

У южных славян масленичное качание на Качелях предохраняло человека на масленицу от нападения вештиц и самодив (см. Вила), особенно опасных для человека в это время. Реже прибегали к качанию на Качелях для защиты человека от колдовства вообще (для этого на Гомельщине парни на руках качали девушек над купальским костром), от змей, от укусов комаров в летнее время.

Качание на Качелях и на ветвях деревьев считалось одним из любимых занятий женских мифологических персонажей. По верованиям восточных славян, русалки раскачиваются на ветвях деревьев, на Качелях, на троицкой зелени, которой украшают дома, на колосьях в поле. У южных славян эта особенность поведения приписывалась вилам: в их честь специально устраивают Качели на каком-нибудь высоком дереве. У сербов и македонцев считалось, что на Качелях любят качаться вештицы, самовилы, дьяволы и др. Чтобы избежать встречи с ними, люди не качались на Качелях после захода солнца, а на ночь обязательно снимали Качели .

 

Агапкина Т.А. Концепт движения в обрядовой мифологии славян // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996.

Опубликовал(а) Светлана Фея
парапсихолог, кармапсихолог, тренер личностного роста, бизнес – организатор, info – Woman, консультант по красоте и здоровью, поэтесса , автор книги «Живая летопись ясновидящей» , имею 5-ять ступеней школы ДЭИР, практикую цигун, энерго – каналы, рейки, йогу, Мастер(ДП), коуч-тренер..
Предыдущая запись
Турмалины
Следующая запись
Ладон
Добавить комментарий